Киссер Т. С., Перевалова Е. В. Европейские ненцы: трансформация традиций и обновление этничности

Т. С. Киссер
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-9246-2787
E-mail: tkisser@bk.ru  

 

Е. В. Перевалова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-9480-715X
E-mail: Elena_Perevalova@mail.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2024

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена трансформации традиций и современному состоянию этничности европейских ненцев. В основу легли полевые материалы, собранные в экспедициях в Канинскую, Тиманскую, Малоземельскую, Большеземельскую тундры и на о. Колгуев в 2022–2024 гг. В XVIII–XIX вв. на изменение родового и фамильного состава европейских ненцев, кроме христианизации и смешанных браков, повлияла намеренная смена этничности — запись «в ижемцы», «русские» и «самоеды». В советское время система интернатов с ее гонением на этничность и обучением тундровиков русскому языку актуализировала выбор этнической принадлежности в пользу русских и коми. В 1990–2000-х гг. политика льготной поддержки КМНС привела к массовой «записи в ненцы» детей от смешанных браков. Интенсивность русско-коми-ненецких контактов повлияла на особенности культуры ненцев Канинской, Тиманской, Малоземельской, Большеземельской тундр и о. Колгуев. Сегодня главными маркером европейских ненцев и их культуры, несмотря на кризисные моменты (падение престижности профессии оленевода, сокращение оленеводческих предприятий, дефицит женщин в тундре и др.), остается кочевое оленеводство. Среди отличительных характеристик ненцев четырех тундр отмечаются различия в языке, внешности, ментальности, специфике кочевого образа жизни и межэтнических связей. Ассоциация «Ясавэй» инициирует проекты сохранения этнической памяти и участвует в реализации региональной социальной политики. Оленеводство и кочевой образ жизни воспринимаются как ключевой ресурс идентичности титульного народа НАО, инструмент регионального развития и этнобрендинга.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: европейские ненцы, этничность, традиции, новации, оленеводство, кочевники

 

DOI 10.31250/2618-8600-2024-4(26) -110-139
УДК 323.15(=511.2)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Закон НАО от 21.04.2006 № 702-ОЗ «О предоставлении жилых помещений государ­ственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма» // Консорцум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/802056746?ysclid=m4ok0eu9d0686680990 (дата обращения: 20.07.2024).
  • ПМА 2022 — г. Нарьян-Мар, с. Красное, с. Нельмин-Нос, с. Тельвиска; Малоземельская тундра
  • ПМА 2023 — г. Нарьян-Мар, с. Красное, с. Несь, пос. Индига; Канинская тундра, Тиманская тундра, Большеземельская тундра
  • ПМА 2024 — г. Нарьян-Мар, с. Красное, с. Ома, пос. Амдерма, пос. Бугрино; Канинская тундра, Большеземельская тундра, о. Колгуев
  • Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841. Т. 1: 1334–1598. 616 с.
  • Андреев В. Н. Остатки культа сядаев у самоедов // Известия Государственного Русского географического общества. Л.: Гос. изд-во, 1930. Т. 62, вып. 4. С. 387–395.
  • Барышев И. Б. Святилища острова Вайгач // Полярные чтения на ледоколе «Красин» — 2016. Культурное наследие в Арктике: вопросы изучения, сохранения и популяризации. Материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 28–29 апреля 2016 г.). М.: Паулсен, 2017. С. 17–30.
  • Вайгач. Остров арктических богов / под общ. ред. П. В. Боярского. М.: Paulsen, 2011. 575 с.
  • Васильев В. И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. М.: Наука, 1979. 243 с.
  • Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские // Вестник Императорского Русского географического общества. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1855. Ч. 14, кн. 3–4. С. 77–140.
  • Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // Советская этнография. 1939. № 2. С. 43–66.
  • Вербов Г. Д. Оленеводство у ненцев // Ненецкое оленеводство: география, этнография, лингвистика. СПб: МАЭ РАН, 2018. С. 101–132. (Серия «Кунсткамера — Архив»; т. 8).
  • Головнёв А. В. К истории ненецкого оленеводства // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири: межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск: НГПИ, 1989. С. 94–108.
  • Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 344 с.
  • Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6–24.
  • Головнёв А. В. Абазины: обновление этничности, или мастерская новой этнографии // Этнография. 2024. № 3 (25). С. 6–45.
  • Долгих Б. О. Очерки этнической истории ненцев и энцев. М.: Наука, 1970. 267 с.
  • Едемский М. Б. Самоеды и оленеводство в Кулойском крае Архангельского округа (Из дорожных заметок 1927 г.) // Известия Государственного Русского географического общества. Л.: Гос. изд-во, 1930. Т. 62, вып. 1. С. 33–36.
  • Журавлева Т. Ю. Ненецкая зимняя женская одежда в собрании Ненецкого краеведче­ского музея: каталог. Нарьян-Мар: [б. и.], 2006. 40 с.
  • Иславин В. А. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: Тип. М-ва гос. иму­ществ, 1847. 142 с.
  • Киссер Т. С., Перевалова Е. В. Брендирование территории и этносувениры (на примере Ненецкого автономного округа) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2024. Т. 18, № 3. С. 420–434.
  • Лепехин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. СПб.: Имп. Академия наук, 1805. Ч. 4: Путешествия академика Ивана Лепехина в 1772 году. 458 с.
  • Окладников Н. А., Матафанов Н. Н. Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2008. С. 34–44.
  • Остров Вайгач. Культурное и природное наследие. Памятники истории освоения Арктики / под ред. П. В. Боярского, В. П. Столярова. М.: Рос. НИИ культурного и природ­ного наследия им. Д. С. Лихачева, Фонд полярных исследований, 2000. Кн. 1. 372 с.
  • Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Канинские ненцы: обновление кочевого быта // Этнография. 2023. № 4 (23). С. 39–70.
  • Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Оленеводство европейских ненцев: традиции и транс­формации // Этнография. 2024. № 2 (24). С. 162–194.
  • Савельев А. С. Полуостров Канин // Журнал Министерства внутренних дел. СПб.: [б. и.], 1849. Ч. 27, кн. 9 (отдельный оттиск). С. 1–18.
  • Семенов И. В. Этноистория оленеводов полуострова Канин от Приполярной переписи до наших дней // Приполярная перепись 1926/27 гг. на Европейском Севере (Архангельская губерния и автономная область Коми). СПб.: ЭтноЭксперт; МультиПроджектСистемСервис, 2010. С. 284–301.
  • Хлобыстин Л. П. Культовые памятники острова Вайгач // Памятники Архангельского Севера. Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1991. С. 23–38.
  • Хомич Л. В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л.: Наука, 1966. 339 с.
  • Хомич Л. В. Сборник ранних научных статей. Салехард: Красный Север, 2008. 224 с.
  • Якобий А. И. Поездка в Канинскую тундру летом 1890 года // Труды Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. Т. 23, вып. 1. 79 с.