Головнёв А. В. Резонанс в этноистории
А. В. Головнёв
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-5716-655X
E-mail: Andrei_golovnev@bk.ru
Скачать | К содержанию #4. 2024
АННОТАЦИЯ. Понятие резонанс применимо к событиям и явлениям этноистории, которые характеризуются непредсказуемостью и оказывают радикальное преобразующее воздействие на традиционный уклад. По аналогии с музыкой и физикой это происходит благодаря «совпадению частот» (мотивов и действий) участников событий. Катализатором резонансных явлений обычно служит внешний толчок, например, религиозный импульс. Вероучение распространяется не механически, а через возбуждение тех самых «струн» (частот), игра на которых — искусство проповедников и миссионеров, отыскивающих резонанс с паствой, очаровывая словами и делами, пугая мощью «воинов истинной веры», переводя священные тексты на местные языки. Нередко неофиты превосходили духовных наставников приверженностью вере, и их всесокрушающий фанатизм есть не что иное, как религиозный резонанс, способный как разрушать, так и созидать. Впечатляющей резонансной силой характеризуется и эффект миграций, который складывается из «совпадения частот» локальных и магистральных культур. Резонанс взаимодействия разных культур порождает новые явления и народы (этнические сообщества). К их числу относятся казаки, поморы, коми-ижемцы, долганы, нагайбаки и др. Партитура этноисторического сценария предполагает подбор действующих лиц и их поведенческих параметров, прежде всего мотивационных и деятельностных характеристик, а также их сопоставление в одном интервале времени-пространства. Для этноисторического сценария важна пространственно-временная панорама событий с ролями столиц и границ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: резонанс, мотив, действие, движение, этноистория, народы
DOI 10.31250/2618-8600-2024-4(26)-88-109
УДК 39+323.1
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Арутюнов С. А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне. М.: Инфра-М., 2012. 416 с.
- Большаков О. Г. История Халифата. М.: Вост. лит., 2002. Т. 1. 312 с.
- Бунюэль о Бунюэле. Мой последний вздох (воспоминания). М.: Радуга, 1989. 384 с.
- Галилей Галилео. Избранные труды. М.: Наука, 1964. Т. 2. 572 с.
- Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009. 496 с.
- Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14–20.
- Головнёв А. В. Феномен колонизации. Екатеринбург: УрО РАН, 2015. 592 с.
- Головнёв А. В. Ящик с инструментами, или О методах антропологии // Universitas historiae: сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2016. С. 549–556.
- Гумилев Л. Н. Хунну. СПб.: Тайм-Аут; Компасс, 1993. 224 с.
- Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 430 с.
- Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2015. 540 с.
- Сухоруков В. Д. Историческое описание земли Войска Донского. Новочеркаск: Изд. войскового стат. комитета, 1869. Т. 1. 291 с.
- Тернер Ф. Д. Фронтир в американской истории. М.: Весь мир, 2009. 304 с.
- Baburai A., Pannikot D. Dynamics of Ethnic Boundaries: Rethinking Insider-Outsider Dichotomy in Northeast India // Peace Review. 2024. July. P. 1–11.
- Banton M. Ethnic boundaries: a critical rationalist perspective // Nationalism, Ethnicity and Boundaries. London: Routledge, 2014. P. 83–99.
- Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries. Oslo: Universitets Forlaget; London: Allen & Unwin, 1969. P. 9–38.
- Bassin M. The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism, and the Construction of Community in Modern Russia. Ithaca, N. Y.: Cornell Univ. Press, 2016. 400 p.
- Lapidus I. M. A History of Islamic Societies. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002. 1000 р.
- Schönwiese Ch. Klimaänderungen: Daten, Analysen, Prognosen. Berlin: Springer, 1995. 224 S.