Головнёв А.В. Фарфоровая многонародность
А. В. Головнёв
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-5716-655X
E-mail: Andrei_golovnev@bk.ru
Скачать | К содержанию #2. 2024
АННОТАЦИЯ. Российская империя в ходе самопознания раньше других, в XVIII столетии, осознала себя страной, богатой народами. Это самопознание, переросшее в самосознание, привело к зарождению в России науки народоведения (этнографии) и национальной идеи многонародности (многонациональности). Через музей, маскарад, рисунки и гравюры изобразительная манера представлять многонародную Россию распространилась в XVIII в. и на фарфор (в исполнении скульптора Рашетта). В честь 300-летнего юбилея дома Романовых Николай II распорядился изваять скульптурную серию «Народности России» в фарфоре. Научным куратором проекта выступил академик Василий Радлов, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. он составил список из 150 народов, костюмы которых хранились в фондах Кунсткамеры или в рисунках. Работа над серией продолжалась десять лет, с 1907 по 1917 гг., и была прервана на 74-й скульптуре революцией и смертью Радлова, который выступал научным руководителем проекта и в какой-то мере режиссером «императорского театра фарфоровых кукол». Кунсткамера послужила лабораторией научного проектирования серии «Народности России». Не случайно в ее фондах сохранились бисквиты — неглазурованные и нераскрашенные образцы скульптурной серии. Сегодняшняя экспозиция Кунсткамеры воспроизводит замысел «фарфоровой России», в том числе заметные на фигурах хмурые выражения лиц, будто предвещающие грядущее восстание народов против империи народов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: многонародная Россия, этнография, фарфор, Кунсткамера, Радлов
DOI 10.31250/2618-8600-2024-2(24)-87-114
УДК 39:738.1
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920–1930-е годы. М.: Советский художник, 1975. 339 с.
- Богораз В. Г. Л. Я. Штернберг как человек и ученый // Этнография. 1927. № 2 (кн. IV). С. 269–282.
- Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или Увидеть русского дано не каждому. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 384 с.
- Всероссийская этнографическая выставка, устроенная Императорским обществом любителей естествознания, состоящем при Московском университете в 1867 году. М.: ОЛЕАиЭ, 1867. 114 с.
- Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Ч. I–III. СПб.: Изд. К. В. Миллера, тип. Кадетского корпуса. 1776–1777.
- Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1. С. 6–39.
- Головнёв А. В. Многонародность России: взгляд с Севера // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 6–32.
- Данилевский Н. Я. Дарвинизм: Критическое исследование. М.: Изд. М. Е. Комаров. 1885; 1889. Т. 1; 2.
- Данько Е. Я. Завод им. Ломоносова (бывш. Императорский фарфоровый завод). 1744–1917 // Художественный фарфор. Каталог. Л.: Наркомтяжпром, Главтехстекло, 1938. С. 7–46.
- Зиновьева Т. А. Этнографические фарфоровые фигурки // Декоративное искусство СССР. 1982. № 11. С. 47–48.
- Итс Р. Ф. Кунсткамера. Л.: Лениздат, 1980. 135 с.
- Керимова М. М. Всероссийская выставка 1867 г. – новый этап в развитии этнографической науки // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 5–13.
- Копанева Н. П. «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук: цели создания и практическое использование // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725–1760. Т. II. СПб.: Европейский Дом, 2004. С. 5–20.
- Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор, СПб.: Славия. 2003. 279 с.
- Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. IV. СПб.: Тип. имп. Академия наук, 1886–1887. 635 с.
- Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. Х. СПб.: Тип. имп. Академия наук, 1900. 777 с.
- Мейерс Д. Й. «Нарисованный музей» как жанр. Петербургский корпус рисунков в европейском контексте // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725–1760. Т. I. СПб.: Европейский Дом, 2003. С. 16–43.
- «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725–1760. Т. II. СПб.: Европейский Дом, 2004. 188 с.
- Никитин С. А. Славянские комитеты в России в 1858–1876 годах. М.: МГУ, 1960. 364 с.
- Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990.
- Стецкевич Е. С. Художественные палаты Петербургской Академии наук и создание рисунков экспонатов Кунсткамеры // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725–1760. Т. I. СПб.: Европейский Дом, 2003. С. 44–55.
- Струве П. Б. Великая Россия и Святая Русь // Русская мысль. № 12. 1914. С. 176–180.
- Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. 800 с.
- Хмельницкая Е. С. «Фарфоровая Россия» П. П. Каменского (1907–1917). М.: Любимая книга, 2014. 597 с.
- Чаус Н. В. Народы России в фарфоровой миниатюре и кукольном промысле // Российский сувенир. 2012. № 4. С. 97–102.
- Этнографическая выставка 1867 года Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии // Известия ОЛЕАиЭ, т. XXIX. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1878. С. 1–93.
- Knight N. The Empire on Display: Ethnographic Exhibition and the Conceptualization of Human Diversity in Post-Emancipation Russia. Washington: The National Council for Eurasian and East European Research, 2001. 28 p.