Борисов Ю.П. Оружие дистанционного боя в ранних записях якутского олонхо: историко-сравнительный аспект
Ю. П. Борисов
Научно-исследовательский институт Олонхо Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
Якутск, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-0265-373X
E-mail: olonhoman@mail.ru
Скачать | К содержанию #2. 2024
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена междисциплинарному изучению ранних записей якутского героического эпоса олонхо. В ней посредством сравнительно-исторического метода наименования оружия дистанционного боя, упоминаемые в текстах олонхо, сравниваются с реальными историческими артефактами. Анализ показал, что в олонхо упоминаются реальные виды вооружения, которые были в обиходе до конца XVIII в. Сведения об этих видах вооружения отчасти отражены в этнографических материалах и подтверждаются новыми археологическими данными. В некоторых фрагментах эпоса содержится информация о способах изготовления таких видов оружия как якутский лук северного типа, стрела с наконечником типа срезень, бронебойная стрела с костяным наконечником. Этому способствовала описательная специфика эпического повествования, которая также позволила сохранить ассоциативные параллели при описании разновидностей стрел, применяемых к якутскому луку. В ходе исследования также выявлены наименования оружия дистанционного боя, не имевшие точной словарной дефиниции и не упомянутые в этнографических описаниях: саадах ыйыыр мас (‘дерево для увешивания саадах’), атара ох (‘стрела атара’), түүлээх түһэх ох (‘оперенная стрела тюсэх’), дэриэспэ таас мээчик (‘каменное ядро’), тимир мэрилээн мээчик (‘железное свистящее ядро’). Что касается упоминаний огнестрельного оружия, выявлено, что ружье типа «сибирки» и боеприпасы к нему используются только в качестве элемента сравнения при описании тех или иных событий, происходящих в эпосе. Огнестрельные виды дистанционного оружия никогда не выступают в качестве богатырского вооружения. Это обстоятельство свидетельствует о том, что они являются напластованиями более позднего исторического периода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: якутский героический эпос олонхо, ранние записи олонхо, сказитель-олонхосут, наименования оружия дистанционного боя, исторические артефакты, этнографические реалии
DOI 10.31250/2618-8600-2024-2(24)-59-86
УДК 398 (=512.157)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Акопян А. М. Каменные ядра из Арташота. URL: http://xlegio.ru/throwing-machines/antiquity/stone-balls-from-artaxata/#cm14 (дата обращения: 05.10.2023).
- Астахов И. А. Каменные ядра из раскопок Белинского городища // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 4 (62). С. 94–101. DOI: 10.18503/1992-0431-2018- 4-62-94-101.
- Багрин Е. А. Региональные особенности применения огнестрельного оружия в Сибири и на Дальнем Востоке в XVII веке (по материалам письменных источников) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2009. № 2. С. 100–109.
- ББЭБИ — Баһымньы Баатыр Эрбэхтэй Бэргэн икки (запись Большакова Р. К.) (Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн) // Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхолоро. Дьокуускай: ГЧуоААНПИ; Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. C. 129–156. (Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским). (На якут. яз.).
- БТСЯЯ — Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта: в 15 т. / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2008–2018.
- Бравина Р. И., Дьяконов В. М. Якутский сложносоставной лук из фондов Тойбохойского музея // Археология, этнография и антропология Евразии. 2020. Т. 48. № 3. С. 99–106. DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.3.099-106
- Бравина Р. И., Дьяконов В. М., Николаев Е. Н., Петров Д. М., Сыроватский В. В., Багашев А. Н., Пошехонова О. Е., Слепченко С. М., Ражев Д. И., Алексеева Е. А., Зубова А. В., Кузьмин Я. В. Комплексное исследование раннеякутского сергеляхского погребения середины XV — начала XVI в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 4 (35). С. 90–109. DOI: 10.20874/2071-0437-2016-35-4-090-109.
- Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995. 224 с.
- Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего Средневековья (XIV– XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. 188 с.
- АБ — Захаров-Чээбий Т. В. Ала Булкун бухатыыр = Ала Булкун богатырь. Якутск: Алаас, 2018. 520 с. (На якут. и рус. яз.).
- Зыков Ф. М. Традиционные орудия труда якутов (XIX — начало XX века). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 140 с.
- Константинов И. В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). Якутск: Якутское книжное изд-во, 1971. 210 с.
- Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. 320 с.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академ. проект; Мир, 2012. 331 с.
- О — Олоҥхо = Олонхо (запись А. Я. Уваровского) // Уваровский А. Я. Ахтыылар = Воспоминания = Erinnerungen. Дьокуускай: Бичик, 2003. 204 с. С. 58–65. (На якут., рус. и нем. яз.).
- ӨБ — Абрамов Н. Т. Өлбөт Бэргэн (Бессмертный Бэргэн) // Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхолоро. Дьокуускай: ГЧуоААНПИ; Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. C. 15–56. (Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским). (На якут. яз.).
- ОТ — Орто дойдуга ороһулаан төрөөбүт орой хара аттаах Оҕо Тулаайах (Рожденный поздно в Срединном мире Ого Тулайах, ездящий на караковом коне) // Пекарский Э. К. Образцы народной литературы якутов. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1907. Вып. 5, ч. 1: Тексты. С. 427–440. (На якут. яз.).
- Пек. — Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3 т. М.: Акад. наук СССР, 1958– 1959. Т. 1. 710 с.; Т. 2. 648 с.; Т. 3: 705 с.
- Пахомов А. Ю., Ефимова Л. С. Боевое вооружение якутских богатырей по материалам олонхо // Эпосоведение. 2022. № 4 (28). С. 66–75. DOI: 10.25587/SVFU.2022.24.93.007.
- Петров Д. М. Захоронения воинов на озере Кюкяй в Западной Якутии: новые материалы по ранней этнической истории вилюйских якутов (XIV–XV вв.) // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15. № 2. С. 67–80. DOI: 10.21285/2415-8739-2019-2-67-80.
- Пропп В. Я. Общий характер эпоса первобытнообщинного строя // Русский героический эпос. М., 1958. 604 с.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 328 с.
- Путилов Б. Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса / отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наука, 1975. С. 164–181.
- Сивцев Д. К. — Суорун Омоллоон. Айымньылар уонна үлэлэр толору хомуурунньуктара = Полное собрание сочинений и трудов: уон түөрт томнаах. Т. 8. Дьокуускай: Якутия, 2007. 218 с.
- Слепцов С. Г. Обзор коллекции охотничьих ружей с кремневыми замками, хранящейся в Якутском музее им. Ем. Ярославского // Мир оружия: история, герои, коллекции: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф., 7–9 октября 2020 г. Тула, 2021. С. 477–482.
- Стрелов Е. Д. Лук, стрелы и копье древнего якута (материалы по археологии якутов) // Сборник трудов исследовательского общества «Saqa Keskile». Якутск, 1927. Вып. 1 (4). 153 с.
- КХКК — Тимофеев-Теплоухов И. Г. Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. М.: Наука, 1985. 609 с. (На якут. и рус. яз.).
- ТСЯЯ — Толковый словарь якутского языка / под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2004–2007.
- УУАИ — Абрамов Н. Т. Удаҕаттар Уолумар Айгыр икки (Шаманки Уолумар и Айгыр) // Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхолоро. Дьокуускай: ГЧуоААНПИ; Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. C. 65–122. (Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским). (На якут. яз.).
- Хозиков В. Век XIX: госзаказ на импортозамещение. URL: http://businessdnevnik.ru/2018/12/03/vek-xix-goszakaz-na-importozameshhenie/ (дата обращения: 05.10.2023).
- Эверстов С. И. Каменные наконечники стрел стоянки сугуннаах в Заполярной зоне Якутии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6 (44). Ч. I. С. 205–207.
- ЭБНьБИ — Элик Боотур Ньыгыл Боотур икки (Элик Боотур и Ньыгыл Боотур) (запись Большакова Р. К.) // Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхолоро. Дьокуускай: ГЧуоААНПИ; Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. C. 129–156. (Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским). (На якут. яз.).