Березкин Ю.Е. Волшебная жена: варианты мотива в контексте древнейшей истории

Ю. Е. Березкин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6001-7339
E-mail: berezkin1@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2024

 

АННОТАЦИЯ. Мотив волшебной жены (мужчина сознательно берет в жены женщину, принадлежащую к нечеловеческому миру) — один из самых распространенных в фольклоре. Его встречаемость ниже всего в Австралии и Африке южнее Сахары. Как и другие мотивы, не отражающие представления о мире, а используемые в приключенческих повествованиях, «Волшебная жена», видимо, появилась не на африканской прародине, а уже в Евразии. Среди вариантов образа «Жена-собака» и «Жена-звезда» должны были быть известны до начала заселения Нового Света, о чем свидетельствуют парал­лели между индо-тихоокеанской окраиной Азии и Америкой. Распространение «Жены-собаки» совпадает с вариантом мотива леса, восстановленного после вырубки (Индокитай и Юньнань — Мезоамерика), а также вписывается в область встречаемости характерных для всего циркумтихоокеанского мира повествований, объясняющих появление культурных растений. В африканских традициях этиология растений практически отсутствует. Вариант с «Женой-лебедем» (гусыней / уткой / журавлем) был известен в Евразии позже 7 тыс. л. н., однако не позже 10–12 тыс. л. н. (есть в американской Арктике и на севере северо-западного побережья Северной Америки, но не на основной территории Нового Света). Характерная для эскимосов «Жена-лиса» находит параллели в Китае, Японии и на Сахалине. В Арктику этот мотив попал позже «Жены-гусыни». «Жена-голубка», скорее всего, распространилась во второй половине I тыс. н. э. Прямых доказательств связи мотива волшебной жены с тотемическими представлениями нет.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сравнительная фольклористика, заселение Нового Света, большие данные в гуманитарных науках, циркумтихоокеанская мифология, трансевразийские параллели в мифологии

 

DOI 10.31250/2618-8600-2024-2(24)-6-33
УДК 398

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Белова О. В., Кабакова Г. И. У истоков мира: русские этиологические сказки и легенды. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2014.
  • Беннингсен А. П. Легенды и сказки Центральной Азии. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1912.
  • Березкин Ю. Е. Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе. СПб.: Наука, 2013.
  • Березкин Ю. Е. Циркумтихоокеанское искусство в палеолите // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2015. Вып. 1. С. 73–102.
  • Березкин Ю. Е. Азиатский след в африканском фольклоре в свете данных о трансконтинентальных связях в акватории Индийского океана во II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. // Зографский сборник. Вып. 5 / отв. ред. М. Ф. Альбедиль и Я. В. Васильков. СПб.: МАЭ РАН, 2016. C. 23–44.
  • Березкин Ю. Е. Отражение картины мира в традиционных нарративах: реконструкция глобальных тенденций распространения и хронологической последовательности появле­ния мотивов мифологии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46. № 2. С. 140–148
  • Березкин Ю. Е. Последовательность переноса мифологических мотивов в Америку // Этнография. 2019. № 3 (5). С. 8–25.
  • Березкин Ю. Е. Африканское наследие в мифологии // Антропологический форум. 2021. № 48. С. 91–114.
  • Березкин Ю. Е. Сисиутль // Кунсткамера. 2022а. № 3 (17). С. 139–157.
  • Березкин Ю. Е. Культурный континуум бореальной зоны Евразии и восточносибир­ский клин (по данным сравнительной мифологии и палеогенетики) // Археология, этно­графия и антропология Евразии. 2022б. Т. 50. № 2. С. 28–40.
  • Березкин Ю. Е. Двое братьев, четверо братьев: варианты отношений между протагони­стами как мифологические мотивы // Антропологический форум. 2023. № 57. С. 108–130.
  • Березкин Ю. Е. Толкучие скалы: обзор данных и датировка образа // Антропологический форум. 2024. № 61. С. 106–140.
  • Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог. URL: http://www. ruthenia. ru/folklore/berezkin (дата обращения: 25.06.2024).
  • Мелетинский Е. М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре) // Избранные статьи. Воспоминания. М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 305–317.
  • Топоров В. Н. Лебедь // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Сов. энцикл., 1982. С. 40–41.
  • Allentoft M. E., Sikora M., Fischer et al. 100 ancient genomes show repeated population turnovers in Neolithic Denmark // Nature. 2024. Vol. 625. P. 329–337. https://doi.org/10.1038/ s41586-023-06862-3.
  • Bäcker J. Schwanjungfrau // Enzyklopädie des Märchens. Berlin; New York: De Gruyter, 2006. Bd. 12. Lieferung 1. S. 311–318.
  • Bäcker J. Ways of female initiative: explaining Japanese animal-wives’ behavior. On Fumihiko Kobayashi, Japanese Animal-Wife Tales // Fabula. 2017. Vol. 58. No. 3–4. P. 383–391.
  • Beauquier C. Faune et flore populaires de la Franche-Comté. Tome premier: faune. Paris: Ernest Leroux, 1910.
  • Berezkin Y. Duvakin E. Buried in a head: African and Asian parallels to Aesop’s fable // Folklore (London). 2016. Vol. 127. No. 1. P. 91–102.
  • Bergström A., Frantz L., Schmidt R., Ersmark E. Origin and genetic legacy of prehistoric dogs // Science. 2020. Vol. 370. Iss.; 6516. P. 557–564.
  • Dähnhardt O. Natursagen. Vol. 1. Leipzig; Berlin: Teubner, 1907.
  • Dähnhardt O. Natursagen. Vol. 2. Leipzig; Berlin: Teubner, 1909.
  • D’Arras J. Melusine. Part 1 / ed. by A. K. Donald. Millwood: Kraus Reprint, 1981.
  • El-Shamy H. M. Types of the Folktale in the Arab World. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2004.
  • Frazer J. G. Totemism and Exogamy. Vol. 1. London: MacMillan & Co. 1910.
  • Kozintsev A. G. Ethnic epigenetics: A new approach // Homo. 1992. Vol. 43. No. 3. P. 213– 244.
  • Le Quellec J.-L., Sergent B. Dictionnaire critique de mythologie. Paris: CNRS Éditions, 2017.
  • Lumholtz C. The Unknown Mexico. Vol. 2. New York: Charles Scribner's Sons, 1902. 487 p.
  • Meletinski E. Die Ehe im Zaubermärchen. Ihre Funktion und ihr Platz in der Struktur des Märchens // Acta Ethnographica Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1970. T. 19. S. 281–292.
  • Miller A. L. The Swan-Maiden Revisited: Religious Significance of “Divine-Wife” Folktales with Special Reference to Japan // Asian Folklore Studies. 1987. Vol. 46. No. 1. P. 55–82.
  • Pfenning A., Petersen L. N., Kachambwa P., Lachance J. Evolutionary genetics and admixture in African populations // Genome Biology and Evolution. 2023. Vol. 15. Iss. 4 doi. org/10.1093/gbe/evad054.
  • Seki K. Types of Japanese Folklore. Tokyo: Society for Asian Folklore, 1966.
  • Shojaei Kawan Ch., Bäcker J. Haushälterin: die geheimnisvolle H. // Enzyklopädie des Märchens. Berlin; New York: De Gruyter, 2014. Bd. 14. Lieferung 4. S. 1692–1697.
  • Simões L. G., Günther T., Martínez-Sánchez R. M., Vera-Rodríguez J. C., Iriarte E., Rodríguez- Varela R., Bokbot Y., Valdiosera C., Jakobsson M. Northwest African Neolithic initiated by migrants from Iberia and Levant // Nature. 2023. Vol. 618. P. 550–556.
  • Thompson S. The Folktale. New York: The Dryden Press, 1946.
  • Uther H.-J. The Types of International Folktales. Parts 1–3. A Classification and Bibliography. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia. Part 1.
  • Vicente M., Lankheet I., Russell T., Hollfelder N., Coetzee V., Soodyall H., De Jongh M., Schlebusch C. M. Male-biased migration from East Africa introduced pastoralism into southern Africa // BMC Biology. 2021. Vol. 19, article number 259. https://doi.org/10.1186/s12915-021- 01193-z.