Попков Ю. В. Этнокультурный неотрадиционализм: рефлексивно-интеграционная теоретическая модель

Ю. В. Попков
Институт философии и права Сибирского отделения РАН
Новосибирск, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-1036-9253
E-mail: yuripopkov54@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2023

 

АННОТАЦИЯ. В отличие от большинства публикаций по проблемам, так или иначе связанным с этнокультурным неотрадиционализмом, основное внимание в этой статье уделяется не описательной стороне дела, а теоретическим и методологическим вопросам его исследования в единстве гносеологического и онтологического аспектов анализа. При опоре на системно-деятельностный и социокультурный подходы обосновывается рефлексивно-интеграционная концепция (теоретическая модель) этнокультурного неотрадиционализма. На фоне преобладающей в литературе конструктивистской методологической позиции в исследовании данного феномена автор отстаивает понимание его как духовно-практического явления — реального качественного состояния традиционной этнической культуры в современных условиях, продукта взаимодействия и взаимопроникновения (рефлексии) внутренних и внешних условий развития этнокультур в синхронно-диахронном (пространственно-временном) измерении. Их носителями рассматриваются этнические сообщества как единые, но одновременно гетерогенные образования со своеобразной сетевой структурой организации. Такой подход снимает главные ограничения конструктивистской интерпретации этнокультурного неотрадиционализма, проявляющиеся в сужении проблемного поля соответствующих исследований по преимуществу вопросами идентичности, особенно когда она трактуется как исключительно субъективное явление. Обосновывается тезис, что адекватное понимание происходящих в современной этнической культуре процессов возможно лишь путем интеграции предложенной теоретической модели с другими эвристически значимыми инструментами познания — аутсайд- и инсайд-ориентированными подходами, а также методологическими установками, предложенными в рамках антропологии/этнографии движения, взаимодействия локальных и магистральных культур, «новой этнографии», включая киберэтнографию и т. п. (имеются в виду прежде всего наработки коллективов под руководством А. В. Головнёва; Ч. К. Ламажаа).

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиционная культура, этнокультурный неотрадиционализм, этнокультурное разнообразие, рефлексия культур, системно-деятельностный подход, социокультурный подход

 

DOI 10. 312 5 0/2 618 - 8 6 0 0 -2 02 3 -3 (21) -2 0 3 -22 3
УДК 316.7

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Анжиганова Л. В. Этнический неотрадиционализм в условиях социокультурных трансформаций // Мир науки, культуры образования. 2012. № 6. С. 438–440.
  • Аннотированный каталог основных научных изданий Лаборатории этнологии и лингвокультурологии ТувГУ. 2021–2022 гг.: под ред. Ч. К. Ламажаа и Н. Д. Сувандии. Кызыл, 2023. 56 с.
  • Белоруссова С. Ю. Коренные малочисленные народы России: виртуальная этничность и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 84–111.
  • Глинчикова А. Г., Синеокая Ю. В., Степанянц М. Т. Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 133–152.
  • Головнёв А. В. Северность России. СПб.: МАЭ РАН, 2022. 450 c.
  • Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009. 496 с.
  • Головнёв А. В. Этнокультурный потенциал и полиэтничность (российский ракурс) // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42). С. 61–67.
  • Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Киберэтнография и виртуальная этничность. СПб.: МАЭ РАН. 2021. 280 с.
  • Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Очерки антропологии движения. СПб.: МАЭ РАН, 2020. 336 с.
  • Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6–24.
  • Головнёв А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 3–12.
  • Гофман А. Б. Традиция // Большая Российская Энциклопедия. В 35 томах. Т. 32. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2016. С. 331.
  • Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. Кызыл: ООО Изд-во «Офсет», 2021. 188 с.
  • Ламажаа Ч. К. Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Управление мегаполисом. 2015. №1. С. 76–83.
  • Ламажаа Ч. К. Тезаурусный подход в тувиноведении // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 38–45.
  • Ламажаа Ч. К. Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знания. Понимания. Умения. 2010. № 2. С. 88–93.
  • Ламажаа Ч. К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115–129.
  • Ламажаа Ч. К., Сувандии Н. Д., Кужугет Ш. Ю., Майны Ш. Б. Тувинцы. Родные люди / отв. ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб.: Нестор-История, 2022. 344 с.
  • Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2008. 784 с.
  • Мадюкова С. А. Является ли этническая культура социальным институтом? // Respublica Literaria. 2022. Т. 3. № 2. С. 80–92.
  • Мадюкова С. А. Феномен иноэтнокультурного неотрадиционализма // Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16. № 1. С. 150–163.
  • Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб.: Алетейя. 2011. 132 с.
  • Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации / отв. ред.: В. В. Бочаров, В. А. Попов. СПб.: Центр информатизации образования «КИО», 2019. 320 с.
  • Окладников А. П. Этногенез и культурогенез // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. А. П. Деревянко. Новосибирск: [б. и.], 1973. С. 5–11.
  • Пика А. И. Неотрадиционализм на российском Севере // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 47–53.
  • Попков Ю. В. Современная российская национальная политика: концептуально-целевые основы и опыт реализации (на примере Тувы) // Новые исследования Тувы. 2020. № 3. С. 253–268.
  • Попков Ю. В. «Почва» в этничности: отечественное народоведение в испытаниях «перестройкой» и постмодернизмом // Новые исследования Тувы. 2023. № 1. С. 137-153.
  • Попков Ю. В., Костюк В. Г., Персидская О. А. Новосибирская научная этносоциологическая школа. Новосибирск: ИФПР СО РАН, 2022. 50 с.
  • Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Этнокультурный неотрадиционализм и идентичность в современных социокультурных трансформациях. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. 256 с.
  • Савицкий П. Н. Миграция культуры // Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. С. 123–134.
  • Семенов Ю. И. Торопиться с заупокойной молитвой по этносу вряд ли стоит (Об основных идеях книги В. А. Тишкова «Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии». М., 2003) // Философия и общество. 2006. Вып. 2 (43). С. 94–106.
  • Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
  • Традиции и инновации в истории и культуре / отв. ред.: А. П. Деревянко, В. А. Тишков. Москва, 2015. 620 с.
  • Тюгашев Е. А., Попков Ю. В. Социокультурная парадигма: базовые интерпретации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 67–71.
  • Фофанов В. П. Всемирная история как рефлексия цивилизаций // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 1. С. 44–48.
  • Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. 304 с.
  • Цивилизационная миссия Сибири: от техногенно-потребительской к духовно-экологической стратегии глобального и регионального развития / под ред. А. В. Иванова. Барнаул: Новый формат, 2022. 362 с.
  • Lamazhaa Ch. K. Indigenous Methodology and Research of Tuvan Culture // Sibirica. 17 (3). 2013. Pp. 68–82.