Головнёв И. А. Художественная этнография Андрея Головнёва. «Дорога Татвы» (1992)

И. А. Головнёв
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-4866-7122
E-mail: golovnev.ivan@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2023

 

АННОТАЦИЯ. Cтатья освещает яркую грань творчества Андрея Головнёва, связанную с кинематографом. Используя жанр интервью, автор-интервьюер фокусируется на размышлениях исследователя-режиссера, пришедшего в этнографическое кино особой дорогой и привнесшего в это направление, имеющее содержательную вековую историю, самобытный почерк и оригинальный метод. Как в народоописании работают слова и образы? К чему ближе этнокино — к науке или поэзии? Насколько художественной может быть этнография? Об этих и многих других смежных вопросах рассуждает режиссер, опираясь на опыт создания своего дебютного фильма «Дорога Татвы» (1992). Сюжетная основа киноленты — рассказ о слепом ненце по имени Татва, живущем на затерянном среди тундр, озер и перелесков стойбище и осваивающем окружающий мир с помощью многокилометровой сети веревочных дорог, которую он сплел из обрывков мережи, проволоки и брезента. При этом жизнь локального сообщества передается на экране с применением чуткого режиссерского приема — через ощущения главного героя, «глазами незрячего». Помимо деталей создания самого фильма, участники беседы обсуждают также и закадровый контекст северных путешествий с камерой периода перестройки в науке и кино в начале 1990-х гг. Особенно важными представляются здесь идеи о художественном потенциале и технологических преимуществах кино как особого метода визуальной этнографии, позволяющего запечатлеть культуру в движении.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественная этнография, этнографическое кино, Север

 

DOI 10.31250/2618-8600-2023-1(19)-60-81
УДК 39;77

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Анашкин С. Н. Разглядеть в чужом самого себя // Искусство кино. 2008. № 1. С. 80–87.
  • Головнёв А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91.
  • Головнёв А. В. Дорога Татвы // Северные просторы. 1990. № 3. С. 14–16.
  • Головнёв А. В. О киноантропологии // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 21–32.
  • Головнёв И. А. «Живой музей» и «борьба за культурфильму» Бориса Соколова // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 244–263.
  • Головнёв И. А. «Марксистская этно-фильма» Владимира Богораза // Этнографическое обозрение. 2020. № 6. С. 127–144.
  • Головнёв И. А. Кино и этнография: концепция Николая Яковлева // Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 213–230.
  • Капица Л. Л. Культурфильма и научные экспедиции // Кино-фронт. 1927. № 4. С. 2–3.
  • Пинский Б. В. От Ямала до Арканзаса: кочующий доктор наук, которому хорошо в дороге // Советский экран. 1998. Спецвыпуск. С. 28–30.
  • Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПбФ АРАН). Ф. 250. Оп. 3. Д. 93. Богораз-Тан Владимир Германович. Материалы по вопросу об этнографическом фильме. 1930–1931.
  • Соколов Б. М. Этнография и кино // Советское кино. 1927. № 4. С. 13.
  • Терской А. Н. Этнографическая фильма. М.: Теакинопечать, 1930. 187 с.
  • Терской А. Н. Кино-экспедиции // Советское кино. 1927. № 5–6. С. 13.
  • Яковлев Н. Ф. Наука и кино // Советское кино. 1927. № 4. С. 10–11.
  • Яковлев Н. Ф. Кино и этнография // Терской А. Н. Этнографическая фильма. М.: Теакинопечать, 1930. С. 3–16.