Симонова В. В., Самсонова И. В. «Неучтенная традиция»: собирательство как занятие и промысел у эвенков Южной Якутии

В.В. Симонова
Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; 
Высшая школа технологии и энергетики,
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Санкт-Петербург Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-1167-7589
E-mail: v.simonova@socinst.ru 

И.В. Самсонова
Академия наук Республики Саха (Якутия);
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Якутск, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-9546-286X
E-mail: IrSam@list.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Собирательству как промыслу в Якутии до сих пор не было уделено достойного внимания, в том числе и в рамках стандартов по этнологической экспертизе при оценке ущерба исконной среде обитания и хозяйственной деятельности коренных народов вследствие стрессового воздействия. Большинство региональных экспертов полагают, что собирательство не так значительно поддерживает традиционный образ жизни, как охота и оленеводство, и не должно считаться равноправным условием оценки ущерба исконной среде обитания. В предлагаемой статье делается попытка изменить сложившееся экспертное отношение к сбору дикоросов путем представления практики и традиции сбора недревесных лесных ресурсов как динамичного, реагирующего на изменение разнообразных внешних условий глобального мира этноэкономического института. В статье собирательство рассматривается как масштабная практика, развивающаяся в условиях цифровизации, пандемии COVID-19 и общественно значимых «трендов» и запросов на этноэкологическое знание и этномедицину. Мы предлагаем классифицировать собирательство как занятие и промысел, поскольку собирательство не является однородной практикой и зачастую понимается как занятие, не являющееся полноценной отраслью традиционной хозяйственной деятельности, что приводит к общественной недооценке этой практики. При этом именно собирательство во многом помогает сохранить и укрепить родовые связи, связи тайги и города. Без собирательства традиционный образ жизни и хозяйственной деятельности не может считаться полноценным.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: собирательство, дикоросы, коренные малочисленные народы Севера, оценка ущерба исконной среде обитания, этноэкономика

 

DOI 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-56-83
УДК 39 (=512. 212)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Полевой кабинет как опрос или иной сбор качественных и количественных данных, осуществляемых дистанционно. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021620137. РИД 2021620137 авторы И. В. Самсонова, В. В. Симонова, Е. Ф. Гладун.
  • Полевые материалы авторов (ПМА), результаты опроса и полевые записи, сделанные в Южной Якутии среди местного населения в Алданском, Олекминском и Нерюнгринском районах в 2021 г.
  • Полевые материалы авторов (ПМА), эвенки, с. Хатыстыр, 2022 г.
  • Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Л.: Наука, 1969. 305 с.
  • Головнёв А. В., Давыдов В. Н., Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Этноэкспертиза на Таймыре: коренные народы и техногенные вызовы. СПб: МАЭ РАН, 2021. 284 с.
  • Головнёв А. В. Киберскорость // Этнография. 2020. №3 (9). С. 6–32.
  • Гончаров Н. С. Роль ресурсов в производстве социального ландшафта на севере республики Саха (Якутия) // Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социальноэкономических изменений. СПб.: МАЭ РАН; М.: Изд-во восточной литературы. 2020. С. 163-208.
  • Грек В. С., Сунгуров Р. В., Торбик Д. Н., Авдеева С. А. Использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (методика нормирования). Хабаровск: Изд-во ФБУ «ДальНИИЛХ», 2016. 58 с.
  • Григорьева З. Н., Речистер Н. А., сост. Эвенки Алданского района / МО «Алданский район», МУ «Управления культуры и искусства Алданского района», МУК АР «МЦРБ им. Н. А. Некрасова». Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2015. 191 с.
  • Давыдов В. Н. Охота за растениями: «эвенкийские лекарства» на северном Байкале // Этнографическое обозрение. 2021. № 5 C. 70–83.
  • Ницевич В. Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. Т. 1. № 1. С. 1–11.
  • Симонова В. В. Тайны ландшафтов эвенков Северного Прибайкалья: реципрокация знаний и собирательство недревесных лесных ресурсов // Известия лаборатории древних технологий. 2021. Т.17. № 3. С. 60–79.
  • Сирина А. А. Эвены и эвенки в современном мире самосознание, природопользование, мировоззрение. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Изда-во восточной литературы, 2012. 604 с.
  • Brandišauskas D. Leaving footprints in the taiga: luck, spirits and ambivalence among the Siberian Orochen reindeer herders and hunters. New York: Berhgahn Books, 2017. 291 p.
  • Dixon L., Peachy T. J. The paradox of representation and the problem of recognition: what it means to be visible? // Anthropology Matters Journal. 2012. Vol. 14 (1). P.1–6.
  • Hine C. Virtual ethnography. London, UK: Sage, 2000. 192 p.
  • Markham A. N. Fieldwork in social media. What would Malinowski do? // Qualitative Communication Research. 2013. Vol. 2. No. 4. P. 434–446.
  • Murdock G. P. The current status of the world’s hunting and gathering peoples // Richard B. Lee and Irven DeVore (eds.) Man the hunter: the first intensive survey of a single crucial stage of human development — man’s universal hunting way of life. Chicago: Aldine, 1968. P. 13–23.
  • Simonova V. V. The wild at home and the magic of contact. Stories about wild animals and spirits from Amudisy Evenki hunters and reindeer herders // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibetans. 2018. Vol. 49. P. 1–26.
  • Simonova V. V., Belyaeva-Sachuk V. A., Samsonova I. V. The sacred economy of wild mining in the Eastern Sayan mountains of Buriatiia, South Siberia // Time and Mind. 2020. Vol. 13, No. 2. P. 1–20.
  • Taylor C. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992. 624 p.
  • Taylor C. The Politics of Recognition // Amy Gutman (ed.). Multiculturalism. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994. 192 p.
  • Ziker J., Schnegg M. Food Sharing at Meals: Kinship, Reciprocity, and Clustering in the Taimyr Autonomous Okrug, Northern Russia // Human Nature. 2005. P. 178–210.