Белоруссова С. Ю. Коренные малочисленные народы России: виртуальная этничность и сетевые опыты

С. Ю. Белоруссова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-2069-3452
E-mail: svetlana-90@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Сегодня коренные малочисленные народы являются активными пользователями сети, в которой они создают собственное коммуникативное пространство и проявляют этническую активность. При этом сеть как относительно молодая технология пока вызывает споры внутри сообществ по поводу ее полезности и благотворности для традиционной культуры. Одни считают, что сеть способствует «единению народа», другие — что она влияет «отрицательно» и «размывает принадлежность». Тем не менее большинство нынешних дискуссий по поводу этничности происходит именно в сети, а киберактивисты и этнические блогеры являются сегодня значимыми персонами не только в виртуальной среде, но и за ее пределами — в реальном пространстве. Как свидетельствует опыт пандемии, многие этнические события, мероприятия и обряды можно перевести в сеть без потери их традиционной ценности. Эффект в виртуальном пространстве достигается быстро, но также быстро спадает — события недавнего времени показали, что внешнее отключение сети и прекращение виртуального вещания ставит вопрос о надежности кибермира. Представители коренных народов, образ жизни которых держится на традиционных началах, говорят о своей независимости от разного рода современных катаклизмов, в том числе от возможного «цифрового апокалипсиса». Пользователи этнических сообществ демонстрируют адаптивность к интернет-пространству: с одной стороны, они активно участвуют в виртуальной жизни, с другой — реальный мир остается истинной опорой их идентичности. В этом отношении традиционные устои представляются не архаикой, а выверенной временем системой ценностей, которые вполне адаптивны к современным высоким технологиям.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коренные малочисленные народы, виртуальная этничность, этноблогеры, киберактивисты, социальные сети, этнические виртуальные сообщества, хештег, цифровизация этничности

 

DOI 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-84-111
УДК 39+316.772

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Белоруссова С. Ю. Киберэтнография: методология и технология // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 123–145.
  • Белоруссова С. Ю. Религия в виртуальном пространстве // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 94–118.
  • Белоруссова С. Ю., Данилова Е. Н., Сысоева М. Э. Хештеги и этничность // Этнография. № 3. 2020. С. 33–61.
  • Габдрахманова Г. Ф., Махмутов З. А. Национальный интернет России: к постановке проблемы // Oriental Studies. 2018. Т. 11, № 3 (37). С. 142–151.
  • Гендина Н. И., Колкова Н. И. Виртуальные средства межкультурных коммуникаций: сравнительный анализ самоидентификации коренных малочисленных народов на отечественных и зарубежных сайтах // Вестник КемГУКИ. 2022. № 33. С. 209–226.
  • Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб: МАЭ РАН. 2021. 280 с.
  • Головнев В. А. Медиатрансформации в этнографии и рождение этноблогинга (на примере хантов реки Тромъеган) // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 186–210.
  • Кемпбелл Х. Иудаизм и интернет // Цифровая иудаика: исследование еврейских общин в онлайн-пространстве. М., 2022. С. 13–20.
  • Кишиневский А. Е. TikTok: опыт антропологического исследования // Ноябрьские чтения-2021. Сборник статей по итогам XIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб. 2022. С. 63–67.
  • Копцева Н. П., Березюк С. В., Хребтов М. Я. Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края) // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 293–310.
  • Кузнецова Л. А., Разумова И. А. Образовательный и культурно-просветительский компонент саамских этнических интернет-сообществ // Труды Кольского научного центра РАН. 2020. T. 11. С. 5–24.
  • Мамонтова Н. Кочевание на просторах интернета: репрезентация эвенкийской культуры Вконтакте // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. С. 95–125.
  • Печенкина К. А. Интернет-ресурсы как средство трансляции информации о телеутах – коренном малочисленном народе Кемеровской области // Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13–2. С. 301–310.
  • Пишлегер К. Выбор языка и стратегии написания в бесермянских группах Вконтакте // Мат. конф. «Электронная письменность народов Российской Федерации-2021. Сыктывкар: КРАГСиУ. 2021. С. 116–132.
  • Синельникова Л. Г., Гендина Н. И. Интернет-ресурсы о коренном малочисленном народе шорцы: выявление, анализ, способ систематизации сведений // Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13–2. С. 311–318.
  • Ткачук Н. В. Интернет-пространство как площадка проявления этнической коммуникации и идентичности титульных этносов Югры // Социальная компетентность. 2021. № 2 (20). С. 250–260.
  • Ткачук Н. В. Интернет-коммуникации обско-угорских и самодийских сообществ (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани. 2022. С. 224–228.
  • Eriksen T. H. Nations in Cyberspace. 2007. URL: http://tamilnation.co/selfdetermination/nation/erikson.htm (accessed: 30.12.2017).
  • Forte M. C. Centring the Links: Understanding Cybernetic Patterns of Co-Production, Circulation and Consumption // Virtual methods: issues in social research on the Internet. Oxford, New York: Berg. 2005. P. 93–106.
  • Nora P. Between memory and history. Les lieux de memoire // Representation. Spring, 1989. № 26. Pp. 7–25.
  • Poster M. Virtual Ethnicity: Tribal Identity in an Age of Global Communications // CyberSociety 2.0. Revisiting Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks: Sage, 1998. Pp. 184–211.
  • Rashi T. The kosher cell phone in ultra-Orthodox society. A technological ghetto within the global village? // Digital Religion. Understanding Religious Practice in New Media Worlds. New York, London: Routledge. 2013. P. 173–181.
  • Полевые материалы автора, Челябинская обл., 2011–2022; Алтайский край, республика Алтай, август-сентябрь 2022.
  • В 2021 году благодаря проекту устранения цифрового неравенства мобильная связь появилась в 1 201 малом населённом пункте. URL: https://habr.com/ru/company/rostelecom/news/t/595511/ (дата обращения: 4.10.2022)
  • В Югре запустят онлайн-словарь хантыйского языка для сохранения редкого диалекта https://nazaccent.ru/content/39083-v-yugre-zapustyat-onlajn-slovar-hantyjskogo-yazyka-dlya-sohraneniya-redkogo-dialekta.html (дата обращения: 4.10.2022)
  • В Хабаровском крае орочи проводят онлайн-конкурс по разделке рыбы. URL: https://nazaccent.ru/content/33485-v-habarovskom-krae-orochi-provodyat-onlajn-konkurs.html (дата обращения: 4.10.2022)
  • Вепсская Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсская_Википедия (дата обращения: 10.10.2022)
  • «Ингерманландия: водь и ижора». URL: http://www.vatland.ru (дата обращения: 10.10.2022)
  • Разделы Википедии на языках России. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Разделы_Википедии_на_языках_России (дата обращения: 4.10.2022)
  • Chumash Indians. URL: https://www.santaynezchumash.org/letterarmenta.html (дата обращения: 4.10.2022)
  • Meskwaki Nation. URL: https://www.meskwaki.org/ (дата обращения: 4.10.2022)
  • Onondaga Nation. URL: https://www.onondaganation.org/ (дата обращения: 11.10.2022)