Станюкович М. В. Кинофагия. Собачатина как обрядовая, повседневная, нечистая, лечебная, мужская пища австронезийских и австроазиатских народов и как предмет колониального дискурса
М. В. Станюкович
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-8928-4844
E-mail: mstan@kunstkamera.ru
Скачать | К содержанию #1. 2022
АННОТАЦИЯ. Собака сопровождала расселение Homo sapiens от тропиков до Арктики. Производственные и личные отношения человека с собакой (так же как с коровой, лошадью) сочетались с употреблением ее в пищу. Пищевые запреты — всегда результат структурирования мира, закрепленного в верованиях и религиозных предписаниях. Отношение к кинофагии в авраамических религиях было отрицательным, оно варьировало от отсутствия собаки в списке разрешенных «пищевых» животных, нормы забоя которых были прописаны в священных книгах иудеев и христиан, до строгого запрета в исламе. Отсюда стигматизация кинофагии и превращение ее в важный пункт колониального дискурса, противопоставления «цивилизованных» народов «диким». В Азиатско-Тихоокеанском регионе, от Океании до российского Дальнего Востока, в Юго-Восточной Азии, Китае, Корее собачатина до наших дней входит в повседневный рацион, однако этой привычки стыдятся, приписывают ее другим — народам соседних стран, «коренным народам» — анимистам, у которых собака сохраняет функцию жертвенного животного в лечебных и похоронных ритуалах. Собачье мясо повсеместно считается целебным, часто — «мужской пищей» и афродизиаком. Южная Корея до недавнего времени вела борьбу за легитимацию кинофагии в русле дискурса национальной идентичности и сохранения традиций, однако уже ясно, что эта битва проиграна. Потребление собачатины уходит в «серую зону» под давлением общей вестернизации, движения за права животных и новой для рассматриваемого ареала тенденции содержать собак как домашних питомцев. В статье рассматриваются эти процессы, проиллюстрированные полевыми материалами автора, которые собраны в Юго-Восточной Азии, в первую очередь на Филиппинах (1995–2020) и в Камбодже (2015, 2017).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пища, собака, пищевые запреты, авраамические религии, отношения «человек — животное», колониальные исследования, Филиппины, Юго-Восточная Азия, национальная идентичность, кинофагия
DOI 10.31250/2618-86 0 0-2022-1(15)-79-104
УДК 392.8(5+265-192.2)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- ПМА 1995–2020 — Станюкович М. В. Полевые материалы автора. Филиппины. 1995– 2020.
- ПМА 2015, 2017 — Станюкович М. В. Полевые материалы автора. Камбоджа. 2015, 2017.
- Адоньева С. Б. Корова-мать: ключ к сюжету «Крошечка-Хаврошечка» // Сказка и миф. 2019. № 2. С. 128–138.
- Арутюнов С. А. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии / Отв. ред. С. А. Арутюнов М.: Наука, 1981. C. 3–11.
- Арутюнов С. А., Воронина Т. А. Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. 289 с.
- Архангельская А. М. Собака как «нечистое» животное в традиционной народной культуре и языке // Slavica Slovaca. 2020. Вып. 55. № 1. С. 110–122.
- Бакланова Е. А. Феномен pansiteria: китаизмы и испанизмы в тагальской кулинарной лексике // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / Отв. ред. И. Т. Прокофьева, Е. Ю. Карачкова. М.: МГИМОУниверситет, 2018. С. 479–491.
- Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / Отв. ред. И. Т. Прокофьева, Е. Ю. Карачкова. М.: МГИМО-Университет, 2018. 639 с.
- Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры / Отв. ред. М.Ю. Мартынова, О. Д. Фаис-Леутская. М.: Кучково поле Музеон, 2020. 568 с.
- Возчиков Д. В. Амок, попугаи и волшебное дерево: Мир Нусантары в описании венецианского купца ХV в. // Этнография. 2019. № 1 (3). С. 73–98.
- Грачева Ю. А. Употребление в пищу мяса собак в современном Китае: традиция и позиция общества // Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / Отв. ред. И. Т. Прокофьева, Е. Ю. Карачкова. М.: МГИМОУниверситет, 2018. С. 79–93.
- Давыдов В. Н., Симонова В. В. Собачье сердце: антропология собакоедения в постсоветской эвенкийской деревне // Вести лаборатории древних технологий. 2008. № 1 (6). С. 213–230.
- Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 285 c.
- Жельвис В. И. Человек и собака (восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 135–143.
- Кондоминас Ж. Лес священного камня. М.: Наука, 1968. 328 с.
- «Крысы, продающиеся на рынках и в ресторанах Юго-Восточной Азии, содержат несколько коронавирусов, показало исследование». URL: https://fb.ru/post/diseases-andconditions/2020/6/20/221063 (дата обращения: 25.12.2021).
- Левкиевская Е. Е. Пища повседневная и пища ритуальная: механизмы переключения аксиологических кодов // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / Отв. ред. Н. В. Злыднева. СПб.: Алетейя, 2011. С. 37–47.
- Новик А. А. Морепродукты в алиментарной культуре населения Ионического побережья Албании // Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры питания / Отв. ред. М. Ю. Мартынова, О. Д. Фаис-Леутская. М.: Кучково поле Музеон, 2020. С. 350–399.
- Новиков А. В. Собаки в системе питания населения Азии // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы V Всерос. науч. семинара, посвященного 155-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева. Омск; Уфа: Изд-во ОмГУ, 1997. С. 112–115.
- Новиков А. В., Кудинова М. А. Собачье мясо в традиционной китайской медицине // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы итоговой сессии ИАЭТ СО РАН 2009. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. Т. XV. С. 475–478.
- Станюкович М. В. Современная пища кубинцев (по материалам экспедиции 1987 г.) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 4 / Отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 1998. С. 112–123.
- Станюкович М. В. Пища (По материалам экспедиции 1987 г.) // Традиционная материальная культура сельского населения Кубы / Отв. ред. Э. Г. Александренков. М.: Наука, 2003. С. 312–337.
- Станюкович М. В. О влиянии испанской колонизации на систему питания народов Филиппин // Проблемы этнографии и истории культуры народов АзиатскоТихоокеанского региона. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. С. 348–364.
- Станюкович М. В. Выстрел в молоко. Рец. на: Valerie Curtis. Don’t Look, Don’t Touch, the Science behind Revulsion, OUP, 2013. 184 p. // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 247–268.
- Станюкович М. В. Эпос, фольклористика, национализм и прочая идеология — от России до Филиппин // Фольклор и этнокультурная идентичность: материалы IV Международной школы молодых фольклористов. СПб.: РИИИ, 2014. С. 85–96.
- Станюкович М. В. Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал // Этнография. 2021. № 3 (13). С. 27–52.
- Станюкович М. В., Федоров Р. В. Неотложная полевая этнография Юго-Восточной Азии. Север Камбоджи и юг Филиппин // Кунсткамера. 2018. № 1. С. 109–121.
- Afable P. O. The Peoples of Eduardo Masferre’s Photographs // Discovery, the Magazine of the Yale Peabody Museum of Natural History. 1995. № 25 (2). P. 10–20.
- Amano N., Piper P. J., Hung H. and P. Bellwood. Introduced Domestic Animals in the Neolithic and Metal Age of the Philippines: Evidence from Nagsabaran, Northern Luzon // Journal of Island & Coastal Archaeology. 2013. № 8. P. 317–335.
- Conklin H. C. Hanunoo Agriculture. A Report on an Integral System of Shifting Cultivation in the Philippines. Connecticut: Elliot’s Books Northford, 1975. 209 p. (Reprint. Originally publ.: Food and Agriculture organization of the United Nations. Rome, 1957).
- Curtis V. Don’t Look, Don’t Touch, the Science behind Revulsion, OUP. 2013. 184 p.
- Dawang B. A. Dog-eating and My Сulture. A Project of Animal People, Inc., 1992–2013. 2003. URL: http://animalpeopleforum.org (дата обращения: 06.02.2021).
- «Dog meat». URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Dog_meat (дата обращения: 06.02.2021).
- Eijkelkamp W. Your Food is My Friend! An Anthropological Investigation in Yogyakarta’s Dog Meat Trade and the Animal Activism against this Practice. Unpubl. MA Diss., Leiden University, 2015.
- Flora N. Jessica Hagedorn Looks Back on the Legacy of ‘Dogeaters’. URL: www.thenation.com/article/culture/jessica-hagedorn-dogeaters-anniversary-interview/ (дата обращения: 01.02.2021).
- Funny Names Nigerians Call Meat & Other Animal Parts. URL: www.kitchenbutterfly.com/2017/funny-names-nigerians-call-meat-other-animal-parts/ (дата обращения: 25.12.2021).
- Gibson T. Sacrifice and Sharing in the Philippine Highlands: Religion and Society among the Buid of Mindoro. Quezon City: Ateneo de Manila Univ. Press, 2015. 292 р. (Reprint. Originally publ.: London: Athlone Press, 1986).
- Greig K., Walter R., Matisoo-Smith E. A. Dogs and People in Southeast Asia and the Pacific // The Routledge Handbook of Bioarchaeology in Southeast Asia and the Pacific Islands. Routledge, 2016. P. 462–482.
- Greig K., Gosling A., Collins C. J., Boocock J., McDonald K., Addison D. J., Allen M. S., David B., Gibbs M., Higham C. F. W., Liu F., McNiven I. J, O’Connor S., Tsang C. H., Walter R. & Matisoo-Smith E. Complex history of dog (Canis familiaris) Origins and Translocations in the Pacific Revealed by Ancient Mitogenomes // Sci Rep. 2018. June 14. № 8 (1). Р. 9130. doi:10.1038/s41598-018-27363-8. PMID: 29904060; PMCID: PMC6002536. Hagedorn J. Dogeaters. New York: Pantheon Books, 1990. 251 p.
- Hamilton-Paterson J. Ghosts of Manila. London: Jonathan Cape, 1994. 279 p.
- Harris M. Good to Eat: Riddles of Food and Culture. Illinois: Waveland Press, 1998. 289 p.
- Khan R. The Dog as Pig. URL: www.gnxp.com/WordPress/2009/09/08/the-dog-as-pig/. September 8, 2009 (дата обращения: 25.12.2021).
- Kruyt A. C. De hond in de geestenwereld der Indonesiens // Tijdschrift voor Indische taalland- en volkenkunde. 1937. Vol. 4. № 77. P. 534–589.
- Losey R. J., Nomokonova T., Fleming L. S., Kharinskiic AV., Kovychev E. V., Konstantinov M. V., Diatchina N. G., Sablin M. V., Iaroslavtseva L. G. Buried, Eaten, Sacrificed: Archaeological Dog Remains from Trans-Baikal, Siberia // Archaeological Research in Asia. 2018. URL: https://doi.org/10.1016/j.ara.2018.02.005 (дата обращения: 25.12.2021).
- Mahler X., Denis B. Le chien, animal de boucherie // Ethnozootechnie. 1989. № 43. P. 81–84.
- Maryone R. Anjing dalam budaya papua (Dog in the Papua Culture) // Jurnal Arkeologi Papua. Juni 2018. Vol. 10. Edisi No. 1. P. 53–62.
- Milliet J. Manger du chien? C’est bon pour les sauvages! // L’Homme. 1995. № 35 (136). P. 75–94.
- Morrison J. Bajau Gender: A Study of the Effects of Socio-Economic Change on Gender Relations in a Fishing Community of Sabah, East Malaysia. Unpubl. PhD. Diss. Univ. of Hull, 1993.
- Nurdiyani N. Euphemism as the Reflection of Politeness in the Food Advertisements of Javanese Community // The 12th International Conference on Austronesian Linguistics. 2–6 July 2012. Udayana University, Bali-Indonesia / Conference program [and abstracts]. P. 127–128.
- Ochoa J., Paz V., Lewis H., Carlos J., Robles E., Amano N., Ferreras M. R., Lara M., Vallejo B. Jr., Velarde G., Villaluz S. A., Ronquillo W., Solheim W. The Archaeology and Palaeobiological Record of Pasimbahan-Magsanib Site, Northern Palawan, Philippines // Philippine Science Letters. 2014. № 7 (1). P. 22–36.
- Oh M., Jackson J. Animal Rights vs. Cultural Rights: Exploring the Dog Meat Debate in South Korea from a World Polity Perspective // Journal of Intercultural Studies. 2011. № 32 (1). P. 31–56.
- Parker L. The Dog-Eaters of Bali // Canberra Anthropology. 1991. № 14 (1). P. 1–23. Peemot V. S. We Eat Whom We Love. Hippophagy among Tyvan Herders // Inner Asia. 2017. № 19. P. 133–156.
- Podberscek A. L. Dogs and Cats as Food in Asia // Encyclopedia of Human Animal Relationships: A Global Exploration of Our Connections with Animals / Ed. by M. Bekoff. Westport, CT: Greenwood Press, 2007. P. 24–34.
- Podberscek A. L. Good to Pet and Eat: The Keeping and Consuming of Dogs and Cats in South Korea // Journal of Social Issues. 2009. № 65 (3). P. 615–632.
- Pollock N. J. Food Classification in Three Pacific Societies: Fiji, Hawaii and Tahiti // Ethnology. 1986. № 25 (2). P. 107–117.
- Resolute P. Humanizing the Non-Human Animal: the Framing Analysis of Dogs’ Rights Movement in Indonesia // Masyarakat: Jurnal Sosiologi. 2016. № 21 (2). P. 149–172.
- Sather C. A. Sea and Shore People: Ethnicity and Ethnic Interaction in Southeastern Sabah // Tan Chee Beng (ed.). Contributions to Southeast Asian Ethnography. 1984. № 3. P. 5–26.
- South Korea to Launch Task Force on Banning Dog Meat. URL: www.thestar.com/news/world/2021/11/25/south-korea-to-launch-task-force-on-banning-dog-meat.html (дата обращения: 25.12.2021).
- Stanyukovich M. V. Dog in Philippine Life, Ritual and Creation Myths: in a Spirit of Hunting // Dogs, Past and Present — an Interdisciplinary Perspective / Eds by I. Fiore and Fr. Lugli. Archaeopress Archaeology (in press).
- Strigler F. L’alimentation des Laotiens. Cuisine, recettes et traditions au Laos et en France. Paris, 2011. 356 p.
- Williams C. L., Mazzola S. M., Curone G., Pastorino G. Q. What We Have Lost: Domestic Dogs of the Ancient South Pacific // Annual Research and Review in Biology. March 2018. № 25 (2). URL: www.researchgate.net/publication/323987560_What_We_Have_Lost_Domestic_Dogs_of_the_Ancient_South_Pacific (дата обращения: 27.01.2021).
- What Countries Eat Dogs? URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/what-countries-eat-dogs (дата обращения: 25.12.2021).
- Yoon H. Disappearing Bitches: Canine Affect and Postcolonial Bioethics // Configurations. Johns Hopkins University Press and the Society for Literature, Science, and the Arts. 2016. Vol. 24. P. 351–374.