Маничкин Н. А. Кровь — онтологический флюид афрокубинского колдовства

Н. А. Маничкин
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-9308-0094
E-mail: nes.pilawa@gmail.com

 

  Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена значению крови в афрокубинских религиозномагических культах, главным образом в сантерии и пало монте. В ней обозреваются традиционные представления о крови, распространенные в названных культах и имеющие преимущественно африканское происхождение, а также ритуальные практики в их связи с феноменологией телесности. Автор выстраивает модель крови как агента метафизической непрерывности, позволяющего жрецам и колдунам осуществлять ритуальный транзит между различными онтологическими порядками: живых и мертвых, людей и животных. Полевые материалы, собранные в 2013 и 2019 гг. в Гаване, и обобщенные автором сведения из этнографических источников дают возможность увидеть в крови субстанцию, особым образом связанную с Калунгой — динамическим присутствием мертвых в телесном мире живых. В качестве коррелята Калунги кровь выступает главным агентом инициаций и жертвоприношений, объединенных общей логикой целостной телесно-духовной вовлеченности человека в бытие. Такая вовлеченность подразумевает особую сакральную разметку человеческой телесности, осуществляемую ритуально, в том числе при помощи шрамирования и объединения через кровь людей и сферы духов. Эта разметка одновременно индивидуальна и социальна. Кровь различных живых существ ранжируется по степени «теплоты», а человеческая считается самой «горячей», что определяет ритуальную последовательность и ряд запретов. Поскольку кровь позволяет осуществлять телесную интенсификацию сакральных сил, автор статьи прослеживает космологическое разделение между колдовскими и спиритическими практиками в соответствии с наличием или частотой кровавых жертвоприношений и использования крови.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Куба, сантерия, пало монте, магия, телесность, кровь, инициация

 

DOI 10.31250/2618-86 0 0-2022-1(15)-227-249
УДК 111.1:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Полевые материалы автора, Гавана, 2013.
  • Полевые материалы автора, Гавана, 2019.
  • Вудард Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни. Пермь: Гиле Пресс, 2016. 124 с.
  • Де Дананн А. Память крови. Москва; Воронеж: Terra Foliata, 2012. 276 с.
  • Маничкин Н. А. Мама Франсиска: этнокультурная память в кубинском культе спиритических кукол // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 132–152.
  • Савчук В. В. Кровь и культура. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. 180 с.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
  • Bolívar Aróstegui N. Los Orishas en Cuba. La Habana: Institutio cubano del libro editorial José Martí, 2017. 354 p.
  • Bolívar Aróstegui N., González Díaz de Villegas C., del Río Bolívar N. Ta Makuende Yaya y las Reglas de Palo Monte: Mayombe, Brillumba, Kimbisa, Shamalongo. La Habana: Editorial José Julián Martí, 2013. 239 p.
  • Bunseki Fu-Kiau K. K. African Cosmology of the Bantu-Kongo: Tying the Spiritual Knot, Principles of Life & Living. New York: Athelia Henrietta Press, Pub. in the name of Orunmila, 2001. 159 p.
  • Cabrera L. El monte. La Habana: Editorial Letras Cubanas, 2018. 641 p.
  • Cabrera L. Reglas de Congo Palo Monte Mayombe. Miami: Ediciones Universal, 1986. 226 p.
  • Clark M. A. Santería Sacrificial Rituals: A Reconsideration of Religious Violence // Pomegranate: The International Journal of Pagan Studies. 2006. № 2. P. 133–145.
  • Covington J. D. Embodied Histories, Danced Religions, Performed Politics: Kongo Cultural Performance and the Production of History and Authority. PhD diss. The University of Michigan, 2008.
  • Espírito Santo D. The Power of the Dead: Spirits, Socialism, and Selves in an Afro-Cuban Universe // Fieldwork in Religion. 2008. № 3 (2). P. 161–177.
  • Espírito Santo D., Kerestetzi K., Panagiotopoulos A. Human substances and ontological transformations in the African-inspired ritual complex of Palo Monte in Cuba // Critical African Studies. 2013. № 5 (3). P. 195–219.
  • Fichte H. Xango. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1976. 355 S.
  • Gottlieb A., Buckley T. Blood Magic: The Anthropology of Menstruation. Oakland: University of California Press, 1988. 275 p.
  • Herbert E. W. Iron, Gender, and Power: Rituals of Transformation in African Societies. Bloomington: Indiana University Press, 1994. 296 p.
  • Hurston Z. N. Tell My Horse: Voodoo and Life in Haiti and Jamaica. New York: Harper Collins, 2008. 336 p.
  • Jacobson-Widding A. Red-White-Black as a Mode of Thought: a Study of Triadic Classification by Сolours in the Ritual Symbolism and Cognitive Thought of the Peoples of the Lower Congo. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1979. 396 p.
  • Kerestetzi K. Vivre avec les morts à Cuba. Réinvention et transmission religieuse dans le palo monte. Paris: Karthala, 2016. 431 p.
  • Linedecker C. L. Hell Ranch: The Nightmare Tale of Voodoo, Drugs and Death in Matamoros. London; Sydney: Futura Publication, 1990. 221 p.
  • Martínez-Ruiz B. Mambo Comes from the Soul // Call and Response, Journeys in African Art / Eds. by S. Adams, B. Martínez-Ruiz, J. Weber, L. Williams, R. F. Thompson. Yale: Yale University Art Gallery, 2000. P. 79–120.
  • Mattos Frisvold N. Palo Mayombe — The Garden of Blood and Bones. London: Scarlet Imprint, 2011. 225 p.
  • Megenney W. W. Bantu Survival in the Cuban “Lengua de Mayombe” // ISLAS. 2008. № 3. P. 51–63.
  • Ochoa T. R. Society of the Dead: Quita Manaquita and Palo Praise in Cuba. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2010. 312 p.
  • Ortiz F. Hampa afro-cubana: Los negros brujos (apuntes para un estudio de etnología criminal). Madrid: Editorial América, 1917. 406 p.
  • Palmié S. Wizards and Scientists: Explorations in Afro-Cuban Modernity and Tradition. Durham; London: Duke University Press, 2002. 416 p.
  • Turner T. Social body and embodied subject: bodiliness, subjectivity, and sociality among the Kayapo // Cultural Anthropology. 1995. № 10. P. 143–170.