Глушкова И. П. «Сувенир. Дхар и Манду». Княжеский альбом как навигатор по истории фотографии в (Британской) Индии

И. П. Глушкова
Институт востоковедения РАН
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-3715-5722
E-mail: iri_glu@hotmail.com

 

  Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Фотопортреты индийских князей и фотоальбомы c привлекательными видами их владений являлись обязательным предметом колониального этикета и участвовали в дипломатическом ритуале обмена дарами. На основе одного из таких альбомов, преподнесенного в 1912 г. правителем маленького княжества Дхар вице-королю Индии, и трех его копий, перемещенных в завершение собственных «социальных биографий» в различные хранилища Великобритании, статья реконструирует важные этапы в становлении и использовании новой технологии, усилия династии Паваров/Понваров/Пуаров по созданию и продвижению позитивного визуального образа своей территории и их вклад в создание национальной школы фотографии. Первым индийским дагерротипом (1850-е годы) считается парадное изображение дхарского князя Яшвант-рава II, направленное им в дар совету директоров Ост-Индской компании для подтверждения собственной лояльности и укрепления отношений с колониальной властью. Его преемник Ананд-рав III, невзирая на физическое несовершенство, прославился неуёмной страстью к позированию, что обеспечило ему место не только в альбоме «Индийские вожди [Chiefs]», подаренном королеве Виктории (1887 г.), но и на современных art-sites, посвященных колониальной фотографии. Удаджи-рав II, заказчик «Сувенира», в полной мере использовал «живописный» потенциал местного ландшафта и посредством коммерческой фирмы Vernon & Co. создал фотогалерею природных красот и руинированных шедевров средневековых Дхарманагари и Манду, циркуляцией визуальных образов поддерживая квазисуверенный статус Дхара.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: князья, вице-короли, дагерротип, фотоальбом, фотопортрет, колониальный обмен дарами, Центральная Индия, Дхар, Манду, ланшафт, архитектура, Bourne & Shepherd, Deen Dayal & Sons, Vernon & Co. Publishers & Photographers

 

DOI 10.31250/2618-86 0 0-2022-1(15)-16 0-186
УДК 77.03:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Глушкова И. П. От «худшего» к «лучшему»: методики понижения и повышения статусного ранга (дхарский коллаж) // Под небом Южной Азии. Хула и хвала: коммуникативные модальности исторического и культурного своеобразия / Рук. проекта И. П. Глушкова; отв. ред. Е. Ю. Ванина М.: Наука — Восточная литература, 2017. C. 642–683.
  • Глушкова И. П. В едином порыве: протокольное сочувствие и риторика лояльности // Под небом Южной Азии. Стыд и гордость: введение в стандарты и практики эмоций / Рук. проекта и отв. ред. И. П. Глушкова. М.: Наука — Восточная литература, 2021. C. 339–378.
  • Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. С. 134–168.
  • A Bombay Subaltern. History of Mandu, The Ancient Capital of Malwa. (A Reprint). Originally Published in 1844. Byculla [Bombay]: Education Society’s Press, 1875 , 1879. 123 p.
  • Ackerman J. S. The Photographic Picturesque // Artibus et Historiae. 2003. Vol. 24. No. 48. P. 73–94.
  • Arnold D. The Tropics and the Travelling Gaze. India, Landscape, and Science, 1800–1856. Seattle; London: University of Washington Press, 2006. 312 p.
  • Barnes E. Dhar & Mandu: A Guide. Bombay: Society’s Library, 1902. 53 p.
  • Codell J. F. (ed.). Power and Resistance: The Delhi Coronation Durbars, 1877, 1903, 1911. Delhi: Mapin Publishing, 2012. 248 p.
  • Dehejia V. Fixing a Shadow // India Through the Lens: Photography 1840–1911 / Ed. by Vidya Dehejia. London: Mandala Publishing Group, 2006. P. 11–34.
  • Dharamsey V. Bhagwanlal Indraji, the First Indian Archaeologist. Multidisciplinary Approaches to the Study of the Past. Vadodara: Darshak Itihas Nidhi, 2012. 504 p.
  • Falconer J. A Bibliographical Dictionary of 19th Century Photographers in South and South-East Asia. URL: www.luminous-lint.com/app/photographer/Lala_Deen__Dayal/ (дата обращения: 22.04.2021).
  • Gordon S. The Imperial Gaze. The Photographs of Samuel Bourne (1863–1870). Delhi: Sepia International; The Alkazi Collection of Photography, 2000. 27 p.
  • Guiaud J. The Ruins of Mandoo, the Ancient Mahommedan Capital of Malwah in Central India by J. Guiaud, of Nice. From the Original Scetches of Captain Claudius Harris. Dhar: Anand Sagar Press, 1892. 59 p.
  • KG Kumar Pramod. Posing for Posterity. Royal Indian Portraits. New Delhi: Roli Books, 2014. 256 p.
  • Lahiri N. Finding Forgotten Cities: How the Indus Civilization was Discovered. Delhi; Ranikhet: Permanent Black, 2005. 354 p.
  • Lahiri N. Destruction or Conservation? Some Aspects of Monumental Policy in British India (1899–1905) // Archeological Sites: Conservation and Management / Eds. by S. Sharon and R. Mackay. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, (2001) 2012. P. 50–62.
  • Luard C. E. Dhar State. Gazetteer. Text and Tables. Bombay: British Inida Press, 1908. v+261 р.+xxi. Luard C. E. Dhar & Mandu. A Sketch for the Sight-Seer. Allahabad: Standard Press, 1912. 32 p.
  • Luard C. E. Dhar & Mandu. A Sketch for the Sight-Seer. Bombay: G. W. and A. E. Claridge, 1916. 31 p.
  • Luther N. Raja Deen Dayal. Prince of Photographers. Foreword by HRH The Prince of Wales. Hyderabad: Creative Point, 2003. 158 p.
  • Pinney C. The Coming of Photography in India. London: The British Library, 2008. 166 p.
  • Prakash R. Curzon’s Contribution to the Indian Heritage Management: A Critical Analysis // South Asian Journal of Tourism and Management. 2013, July. Vol. 6. No. 2. P. 23–31.
  • Princep Val C. Glimpses of Imperial India. Delhi: Mittal Publications, (1878) 1979. 360 p.
  • Smith S P. Aestheticising empire: the colonial picturesque as a modality of travel // Studies in Travel Writing. 2019. Vol. 23. Iss. 3. P. 280–297.
  • Worswick C. Princely India: Photographs by Raja Deen Dayal, 1884–1910 / Foreword by John Kenneth Galbraith. London: Hamish Hamilton, 1980. 151 p.