Донина Л. Н., Суслова С. В. О джучидском наследии в ювелирных традициях казанских татар: искусство чеканки

Л. Н. Донина
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-7559-0565
E-mail: lis.art@mail.ru

 

С. В. Суслова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-5950-8576
E-mail: sv_suslova@mail.ru

 

  Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Плоскорельефная чеканка насечкой является устойчивым маркером казанско-татарской ювелирной традиции XVIII–XIX вв. Используя эту технику ювелиры изготавливали женские украшения: нашивные бляхи для матерчатых нагрудных и накосных украшений, коранницы, браслеты. Основным центром их производства была Казань. В статье реконструирован технологический процесс изготовления, выявлены специфические особенности декора; впервые проведен детальный сравнительно-исторический (диахронный) анализ золотоордынских и казанско-татарских чеканных изделий. Татарская чеканка насечкой обнаруживает устойчивые связи с серией золотоордынского серебра конца XIII — первой половины XIV в., отличающейся специфической ремесленной отделкой, ориентированной на исламское население золотоордынских городов. Сходство наблюдается практически по всем технико-технологическим и художественно-стилистическим параметрам. Это тонкостенность изделий, упрощенный контурный рисунок, отсутствие высокого рельефа и однотипный зерневой фон. Характерным декором для обеих ювелирных традиций выступают арабские надписи, выполненные неклассическим почерком; бордюр, украшенный геометризированным растительным побегом с полупальметтами. Основными источниками являются массовые музейные и полевые этнографические и археологические материалы, собранные авторами в рамках масштабных академических проектов. Это «Историко-этнографический атлас татарского народа» (Казань, 1971–1990 гг.) и «Ювелирные украшения тюркских народов Евразии: общее и особенное» (Российский фонд фундаментальных исследований, 2013–2014 гг., № 13-06-97056).

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чеканка насечкой, золотоордынская торевтика, булгарская торевтика, растительный побег, арабографическая композиция

 

DOI 10.31250/2618-86 0 0-2022-1(15)-133-16 0
УДК 739.2

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет / Сост. Н. Г. Рутто. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН «Информреклама», 2006. 92 с.
  • Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение; Ленинградское отделение, 1982. 384 с.
  • Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент. Казань; Чебоксары: Чебоксарская типография № 1, 2002. 296 с.
  • Валеева-Сулейманова Г. Ф. Искусство татарской филиграни: традиции мастерства и историко-художественная специфика // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 60–64.
  • Воробьёв Н. И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: Татгосиздат, редакция научно-технической литературы, 1953. 383 с.
  • Воробьёв Н. И., Бусыгин Е. П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем: доклад, заслушанный на расширенном заседании Ученого совета музея, март 1957 г. Казань: Татполиграф, 1957. 42 с.
  • Восточный художественный металл из Среднего Приобья. Новые находки: каталог временной выставки. Л.: Гос. Эрмитаж, 1991. 44 с.
  • Город Болгар: ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Татарстана, 1996. 300 с.
  • Давыдова С. А. Производство металлических изделий в Рыбной Слободе Лаишевского уезда Казанской губернии // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1895. Т. III. С. 174–191.
  • Даркевич В. П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XIII века. М.: Искусство, 1975. 352 с.
  • Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.: Либроком, 2010. 186 с.
  • Донина Л. Н., Суслова С. В. О золотоордынских традициях в ювелирном искусстве казанских татар: на примере филигранных миндалевидных серег // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 3. С. 461–484.
  • Золотая Орда и Причерноморье. Уроки чингизидской империи: каталог выставки. Гос. Эрмитаж. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.
  • Калинин Н. Ф. Булгарская перстневая печать XIV в. в фондах музея: доклад на краеведческих чтениях 1955 года. Казань: Изд. Гос. музея ТАССР, 1956. 20 с.
  • Катанов Н. Ф. Киргизская и казанско-татарская версии христианского сказания о семи спящих отроках // Известия Общества археологии, истории и этнографии. 1904. Т. 21, вып. 4. С. 382–388.
  • Король Г. Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. 332 с.
  • Крамаровский М. Г. Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.): дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2002. 62 с.
  • Крамаровский М. Г. К истокам казанской скани // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Казань: Мастер-Лайн, 2000. С. 272–278.
  • Крыласова Н. Б. Костюм средневекового населения Пермского Предуралья // Очерки археологии Пермского Предуралья. Пермь, 2002. С. 203–215.
  • Лебедев В. П., Беговатов Е. А., Храмченкова Р. Х. Монетовидные литые подвески Волжской Болгарии // Нумизматика Золотой Орды. Казань: Яз, 2012. Вып. 2. С. 163–174.
  • Маршак Б. И. История восточной торевтики III–XIII вв. и проблемы культурной преемственности. СПб.: Академия исследования культуры, 2017. 735 с.
  • Маршак Б. И. Серебро за меха // Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. СПб., 2006. С. 72–82.
  • Маршак Б. И. Серебряные сосуды X–XI вв., их значение для периодизации искусства Ирана и Средней Азии // Искусство и археология Ирана. М., 1976. II. С. 148–173.
  • Маршак Б. И., Скалон К. М. Перещепинский клад (к выставке «Сокровища искусства Древнего Ирана, Кавказа, Средней Азии»). Л.: Гос. Эрмитаж, 1972. 20 с.
  • Орбели И. А., Тревер К. В. Сасанидский металл. Художественные изделия из золота, серебра и бронзы. М.; Л.: Academia, 1935. XLVIII с. + 85 табл.
  • Путешествие Ибн Фадлана: волжский путь от Багдада до Булгара: каталог выставки. Гос. Эрмитаж. М.: Изд. дом Марджани, 2016. 560 с.
  • Резван М. Е. Коран в системе мусульманских магических практик. СПб.: Наука, 2011. 220 с.
  • Руденко К. А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Т. II. Казань: Заман, 2015. 528 с.
  • Руденко К. А. Торевтика Волжской Булгарии и Болгарского улуса Золотой Орды: проблема преемственности // Поволжская археология. 2013. № 4 (6). С. 34–46.
  • Саблуков Г. С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения. Казань: Комиссия миссионерского противомусульманского сборника при Казанской духовной академии, 1884. 386 с.
  • Сокровища Золотой Орды: каталог выставки. Санкт-Петербург: Славия, 2000. 346 с.
  • Сокровища Приобья: каталог выставки. СПб.: Формика, 1996. 228 с.
  • Суслова С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX — начала XX в. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1980. 128 с.
  • Суслова С. В., Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX — начало XX в.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Фән, 2000. 312 с.
  • Татарская энциклопедия / Отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: ИТЭ АН РТ, 2010. Т. 5: Р–С–Т. 736 с.
  • Уразманова Р. К. «Мусульманские» обряды в бытовой культуре татар: этнография этнического в эпоху глобализации // Minbar. Islamic Studies. 2008. № 1 (1). С. 47–56.
  • Усманов М. А. История Улуса Джучи и некоторые особенности ее интерпретации в Новейшее время // История татар с древнейших времен. Казань, 2009. Т. III. С. 3–15.
  • Фёдорова Н. В. Серебряные сосуды золотоордынского времени из Среднего Приобья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46, № 2. С. 114–122.
  • Фёдорова Н. В. Торевтика Волжской Болгарии. Серебряные изделия X–XIV вв. из Зауральских коллекций // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2003. Вып. III. С. 138–153.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А. Астральный амулет из Царёвского городища // Города Поволжья в Средние века. М.: Наука, 1974. С. 130–131.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А. Некоторые итоги изучения городов Золотой Орды на Нижней Волге // Татарская археология. 1997. № 1. С. 88–99.
  • Фёдоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство, 1976. 228 с.
  • Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное издательство, 2003. 200 с.