Масагутова М. Р. «Как оно ни есть, а всё равно беседа была»: онлайн-трансляции как новая религиозная практика общины чуриковцев

М. Р. Масагутова
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, Россия
ORCID 0000-0002-8528-190X
E-mail: mmasagutova@eu.spb.ru

 

  Скачать  |  К содержанию #4. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Пандемия коронавируса оказалась серьезным вызовом и для антропологов, и для тех, кого они изучают. Классический для антропологии метод включенного наблюдения в условиях карантинных ограничений стал практически невозможным, что поставило полевую работу многих исследователей под угрозу. В то же время из-за санитарно-эпидемиологических ограничений под угрозой оказалась и привычная духовная жизнь изучаемой мной общины трезвенников с их еженедельными молитвенными собраниями в Вырице — беседами, и в этой ситуации они увидели новый вызов современного мира, на который нужно дать ответ. Эта рефлексия вписывается в общий контекст актуальных рассуждений о специфике, возможностях и ограничениях антропологической работы в период пандемии. Статья посвящена тому, как религиозная община трезвенников-чуриковцев адаптировалась к ситуации, начав использовать новую для себя практику онлайн-трансляции богослужений. Это позволило им не прекращать молитвенных собраний, а исследователю — продолжить полевую работу. В центре внимания в этой статье — история о том, как происходило принятие новой практики, как отнеслись к ней последователи Чурикова, и о том, какие сложности и преимущества заключаются в этом формате для информантов и для антрополога. Также в тексте затрагивается вопрос о значимости материальных аспектов в религиозных практиках чуриковцев и способах адаптации привычных для них ритуалов к новым условиям.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология религии, онлайн-этнография, чуриковцы, трезвенники, пандемия

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-4(14)-138-157
УДК 004.738.5:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Полевые материалы автора 2019–2021 гг. (ПМА).
  • Страница «Общества трезвенников Братца Иоанна Чурикова» в сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/public24300975 (дата обращения: 20.06.2021).
  • Агаджанян А. Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпистемы и русский православный этос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (1). С. 12–38.
  • Глезеров С. Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века. М.: Центрполиграф, 2006. 440 с.
  • Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (1). С. 39–57.
  • Chambers T. From «Fieldsite» to «Fieldsite»: Ethnographic Methods in the Time of COVID // Studies in Indian Politics. 2020. Dec. Vol. 8. № 2. P. 290–293.
  • Góralska M. Anthropology from Home: Advice on Digital Ethnography for the Pandemic Times // Anthropology in Action. 2020. Vol. 27. № 1. P. 46–52.
  • Herrlinger P. Trials of the Unorthodox Orthodox: The Followers of Brother Ioann Churikov and Their Critics in Modern Russia, 1894-1914 // Russian History. 2013. Vol. 40. № 2. P. 244–263.
  • Hirschkind C. Experiments in Devotion Online: The Youtube Khuṭba // International Journal of Middle East Studies. 2012. Vol. 44. № 1. 2012. P. 5–21.
  • Hirschkind C. The Ethics of Listening: Cassette‐Sermon Audition in Contemporary Egypt // American Ethnologist. 2001. Vol. 28. № 3. P. 623–649.
  • Long N. J. Lockdown Anthropology and Online Surveys: Unprecedented Methods for Unprecedented Times // Studies in Indian Politics. 2020. Vol. 8. № 2. P. 294–297.
  • Meyer B. Mediation and Immediacy: Sensational Forms, Semiotic Ideologies, and the Question of the Medium // A Companion to the Anthropology of Religion / Eds J. Boddy, M. Lambek. Vol. 25. Oxford: John Wiley & Sons, 2013. P. 309–326.
  • Storck M., Csordas T. J., Strauss M. Depressive Illness and Navajo Healing // Medical Anthropology Quarterly. 2000. Vol. 14. № 4. P. 571–597.
  • Urbańczyk J. “What If It Is Actually True?”: Vissarion’s Followers from Eastern Europe and Their Path to the Last Testament // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. 2017. Vol. 20. № 3. P. 74–100.