Синицын А. Ю. Свиток эмаки из собрания МАЭ (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН как визуальный источник по традиции японской чайной церемонии конца периода Эдо

А. Ю. Синицын - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7392-1837
E-mail: asin@kunstkamera.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Цель данной статьи — рассмотрение одного из интереснейших кол- лекционных предметов в японском собрании МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН — свитка горизонтального формата (эмаки) МАЭ № 312-58/1, привезенного цесаре- вичем Н. А. Романовым из Японии в 1891 г., — как визуального источника по традиции чайной церемонии периода позднего Эдо (середина XIX в.). Трудно переоценить роль чайной церемонии как в многовековой трансмиссии духовных ценностей в рамках соб- ственно японского общества, так и в популяризации и продвижении традиционной японской культуры и манифестации ее этнической специфики за рубежами Страны восходящего солнца. Со второй половины ХХ в. чайная церемония стала одним из наиболее ярких «национальных культурных брендов» Японии, и в настоящее время по всему миру существует множество чайных центров и десятки (если не сотни) тысяч поклонников «Пути чая», число которых постоянно умножается. Однако на момент приобретения свитка цесаревичем Н. А. Романовым японская «чай- ная мистерия» в России была малоизвестна и находилась фактически за пределами акаде- мических исследований. Этот свиток является одним из первых в отечественных музейных собраниях материалов, открывающих «визуальный доступ» в закрытое от «чужаков» вну- треннее пространство чайной культуры. Он наглядно представляет некоторые ключевые этапы чайного действа и важнейшие аксессуары — причем глазами его непосредствен- ных, «вовлеченных» участников. Свиток, являющийся работой выдающегося японского живописца первой половины XIX в. Камия Сэйсин 神谷晴真 (Кано: Сэйсэн-ин Осанобу 狩野晴川院養信), следует рассматривать как шедевр традиционной японской живописи, а также как ценнейший визуальный этнографический источник.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свиток эмаки, живопись, чайная церемония, визуальный источник, этничность, Япония, период Эдо, Камия Сэйсин, Кано: Осанобу

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-1(11)-180-204
УДК 392.86+7.011

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Анарина Н. Г. Сакральная телесность художественной вещи // Вещь в японской культуре. М.: Восточная литература РАН, 2003. С. 185–201.
  • Войтишек Е. Э. Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии. Новосибирск: Издательство НГУ, 2009. 309 с.
  • Гончаров И. А. «Фрегат “Паллада”»: очерки путешествия в двух томах. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986. 879 с.
  • Горегляд Н. С. Классическая культура Японии. Очерки духовной жизни. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 352 с.
  • Григорьева Т. П. Движение красоты. Размышления о японской культуре. М.: Восточная литература, 2005. 440 с.
  • Дьяконова Е. М. Девять главных понятий, помогающих понять японскую культуру // Интернет-портал «Arzamas Academy». Курс 21 «Как понять Японию». URL: http://arzamas.academy/materials/729 (дата обращения: 22.12.2020).
  • Егорова А. А. Японская керамика эпохи Эдо (1603–1868). Культурный контекст и атрибуция. СПб.: Петербургское востоковедение, 2020. 284 с.
  • Ермакова Л. М. «Вещь» и моно в понятиях и ритуалах // Вещь в японской культуре. М.: Восточная литература РАН, 2003. С. 5–15.
  • Игнатович А. Н. Чайное действо. М.: Стилсервис, 2011. 493 с.
  • Ксенофонтова Р. А. Японское традиционное гончарство XIX — первой половины ХХ в. М.: Наука, 1981. 192 с.
  • Кудряшова А. В. «Ситидзисики» — игровые формы чайного действа // История и культура традиционной Японии 9. (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Выпуск LХV). М.; СПб.: Гиперион, 2016. С. 291‒300.
  • Мазурик В. П. Чайная чашка и ее функции в чайном действе (тяною) // Вещь в японской культуре. М.: Восточная литература РАН, 2003. С. 137–168.
  • Молодякова Э. В. Вещь в сакральной среде // Вещь в японской культуре. М.: Восточная литература РАН, 2003. С. 216–233.
  • Николаева Н. С. Образы Японии: очерки и заметки. М.: Восточная литература РАН, 2009. 206 с.
  • Нумада Райскэ. Нихон монсёгаку [Японская наука о гербах]. Токио, 1926. 430 с. (На яп. яз.).
  • Опись коллекции № 312 МАЭ РАН (МАЭ № 312 Опись вещам, привезенным Его Императорским Высочеством из путешествия на Восток, в 1890–1891 г., и подаренных Государем Императором для Этнографического музея Императорской Академии наук). СПб., 1895. С. 5–7.
  • Прасол А. Ф. Объединение Японии. Тоётоми Хидэёси. М.: Издательство ВКН, 2016. 464 с.
  • Сасама Ёсихико. Сирё нихон рэкиси дзуроку [Материалы — иллюстрации по истории Японии]. Токио: Касива сёбо, 1992. 348 с. (На яп. яз.)
  • Синицын А. Ю. К вопросу об атрибуции свитка эмаки (МАЭ № 312-58/2) из японского собрания МАЭ РАН // Кунсткамера. 2018. № 1. С. 158–169.
  • Синицын А. Ю. Картины японского художника Кавахара Кэйга в различных коллекциях
  • МАЭ РАН как иллюстративные источники по традиционной японской культуре первой трети XIX в. // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры. (Сборник МАЭ. Т. LIX). СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 244–256.
  • Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб.: Евразия, 1999. 576 с.
  • Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени. СПб.: Азбука-классика, 2001. 384 с.
  • Цудзи Эйко. Уми-о вататтэ нихон эмаки-но сихо: [Шедевры японских живописных свитков эмаки в зарубежных коллекциях]. Токио: Касама сёин, 2017. 465 с. (На яп. яз.).
  • Цудзи Эйко. Росиа кагаку акадэми Пё:тору тайтэй кинэн дзинруйгаку миндзокугаку хакубуцукан сёдзо-но фтацу эмаки ницуитэ. [О двух свитках эмаки в собрании МАЭ РАН им. Петра Великого] // Мита кокубун. 2015. № 60. С. 161–185. (На яп.яз.).
  • Pitelka M. Japanese Tea Culture: Art, History and Practice. New York: Routledge, 2003.
  • Sen Soshitsu-XV, Birnbaum A. Chanoyu. The Urasenke Tradition of Tea. New York; Tokyo: Weatherhill, 1988. 240 p.