Пушкарева Е. Т. , Богданов Е. И. Сохранение этноидентичности в мегаполисе (как нам это удалось)

Е. Т. Пушкарева - Независимый исследователь Салехард, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5492-7192
E-mail: e_pushkareva@mail.ru

Е. И. Богданов - Автономная некоммерческая организация «Ямал-Медиа» Салехард, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9511-9036
E-mail: eiko13bogdanov@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2021

 

АННОТАЦИЯ. В эссе представлено описание жизненного опыта двух авторов-ненцев (матери и сына), для которого (описания) использован метод индигенной автоэтнографии. Речь идет о формировании этнической идентичности авторов в советский и постсоветский периоды, когда контакты с русскоговорящими согражданами становятся ежедневными. Опыт матери — это путь ребенка из чума в тундре, выросшего и ставшего ученым, общественным и политическим деятелем. Опыт сына — путь московского мальчика, но родившегося не в столице, а на Севере, происходящего из смешанной ненецко-русско-еврейской семьи, до началь- ника отдела проектов коренных малочисленных народов Севера АНО «Ямал-Медиа». Это совершенно разный языковой, бытовой, социальный опыт. Матери пришлось освоить русский язык, научиться носить европейский костюм, прическу, переменить привычную жизнь в чуме на жизнь в деревянном и каменном жилище с иным температурным режимом, мебелью, постельными принадлежностями, с другой (в основном горячей) едой. При этом благодаря ненецкой школе, учителям-гуманистам, ненецкой стойкости и дружески настроенным людям ей удалось сохранить и укрепить свою этническую идентичность. У сына все было наоборот: благодаря родителям-североведам он от московской столичной идентичности пришел к осознанию своей принадлежности к ненецкому народу и даже выбрал в качестве своей профессии «продвижение» и развитие его культуры. Авторы рассматривают различные точки зрения на этническую идентификацию, все они колеблются между двумя полюсами: 1) все народы России должны быть прежде всего россиянами (и в культурном, и в политическом смысле) и 2) народы — прежде всего представители своего этнического мира, а затем уже россияне.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ненцы, этноидентичность, Арктика, гибридная и российская идентичности

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-1(11)-205-229
УДК 323

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арутюнов С. А. Быть или не быть (этнография памяти) // Этнография. 2019. № 2. С. 174–208.
  • Балханов И. Г. Городская бурятская идентичность и двуязычие в контексте советской
  • модернизации // Этническая культура: история и современность М.; Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. С. 156–188.
  • Белоруссова С. Ю., Данилова Е. Н., Сысоева М. Э. Хештеги и этничность // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 33–59.
  • Богданов И. А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики: На примере народов Севера: дисс. ... канд. пед. наук в форме научного доклада: 13.00.01. М., 1992. 55 с.
  • Варнавский П. К. Проблема самоидентификации бурят в дискуссии М. Н. Богданова и Ц. Жамцарано // Этническая культура: история и современность. М.; Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. С. 150–156.
  • Винокурова У. А. Коренные народы Сибири: могут ли они ответить на вызовы XXI века? // Социология и жизнь. 2015. № 2. С. 106–117.
  • Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 344 с.
  • Гучинова Э.-Б. М. Этническая идентичность как стигма: калмыки в депортации (1943–1956 гг.) // Антропологический форум. 2020. № 47. С. 154–180.
  • Даминдарова Ф. В., Исмагилова Г. Ш. Этническая, надэтническая и гражданская
  • идентичность в российском политологическом ракурсе // Власть. 2014. № 4. С. 63–67.
  • Депутат Ямала на сессии ООН // Парламентская газета «Тюменские известия». 2007. 23 мая. № 90 (4350).
  • Еремеева О. И. Институт народов Севера в 1930-е гг.: первые шаги. URL: ciberleninka. ru/article/n/institut-narodov-severa-1930-e-gg-pervye-shagi/viewer (дата обращения: 15.11.2020).
  • Ефремова О. А. Вуз на Ямале: миф или реальность? (О докладе Пушкаревой на Арктическом образовательном форуме 2011 г., г. Салехард) // Ямальский меридиан: общественно-политический, историко-культурный журнал. 2012. Январь. № 1 (189). С. 48–51.
  • Жожиков А. В. Образование, культурная самобытность и национальная идентичность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока в условиях кочевого образа жизни и глобализации // Этнодиалоги. 2017. № 3 (54). С. 58–66.
  • Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  • Копцева Н. П. Влияние современных культурных практик на этническую идентичность коренных малочисленных народов Центральной Сибири // Социодинамика. 2014. № 6. С. 1–27.
  • Люблинская М. Д., Пушкарева М. В. Создание новой терминологии на тундровом ненецком языке // Родной язык. Лингвистический журнал. 2019. № 2. С. 5–32.
  • Ненко И. Елена Пушкарева участвует в работе шестой сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов // Европейско-Азиатские новости. 2007. 22 мая. 15:46. URL: https://eanews.ru/news/news/i115911 (дата обращения: 15.11.2020).
  • Пушкарев В. М. Новые свидетельства // Тайны веков. М.: Молодая гвардия, 1983. С. 53–61.
  • Пушкарева Е. Т., Минаев Е. В., Арбатов А. А., Чегасов Г. С., Чернов Ю. И., Зотов А. С., Матрусов Н. Д., Трифонов В. А., Агранат Г. А., Баранников Б. И. Заключение экспертной комиссии Главной государственной экологической экспертизы Госкомприроды СССР по экологической экспертизе технической документации и других материалов по освоению ресурсов углеводородного сырья на полуострове Ямал. Архив Госкомприроды СССР. М.: Государственный комитет СССР по охране природы, 1989. 26 с.
  • Пушкарева Е. Т. Влияние урбанизации и полиэтнической среды на ненецкую семью // Обдория: история, культура и современность. Вып. № 4 (35). Салехард: Департамент информации и общественных связей Администрации ЯНАО, 2005. С. 89–92.
  • Пушкарева Е. Т. Культура народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа как один из маркеров его региональной идентичности // Арктические регионы России: Проблемы парламентаризма, представительства и региональной идентичности (от родовых общин к парламенту Ямала): сб. науч. тр. по итогам науч.-практ. конф. / Подобщ. ред. В. Н. Руденко. Салехард: Баско, 2013. С. 146–163.
  • Пушкарева Е. Т. Гастрономические встречи. Этнографические очерки о кухне ненцев и не только… / Отв. ред. Н. В. Лукина. Салехард: ГУ «Северное издательство», 2020. 208 с.
  • Пчёлко А. С., Поляк Г. В. Арифметика. Начальной школа՚ нюртей класс՚ е՚эмня падвы учебник. Ненэця՚ вадавна Е. В. Ноготысаям няд՚мяць А. И. Рожин пададась (ненец. яз.).: Арифметика. Учебник для первого класса начальной школы. На ненецкий язык перевел
  • А. И. Рожин, консультировал Е. В. Ноготысая. Ленинградское отделение. Ленинград: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отд-ние, 1957. 130 с.
  • Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности. Материалы VIII Международной научно-практической конференции.
  • (Санкт-Петербург, 4–7 апреля 2006 г.) / Под науч. ред. И. Л. Набока. СПб.: Астерион, 2006. 704 с.
  • Рожин А. И. Букварь. Ненэця՚ нач. шк. подгот. класс е՚эмня падвы (ненец. яз.).:
  • Букварь. Для подготовительного класса ненецкой начальной школы. М.; Л.: Учпедгиз, 1953. 171 с.
  • Савва Е. В. Перспективы построения гражданской нации в современной России //
  • Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 163–165.
  • Смола К. Постколониальные литературы Севера: автоэтнография и этнопоэтика //
  • Новое литературное обозрение. 2017. № 2. С. 429–447.
  • Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера,
  • Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Ред.
  • И. Н. Сосна. М.: Издание Совета Федерации, 2013. 362 с.
  • Сэрпиво С. Е. Женское пространство в культуре ненцев / Науч. ред. И. Л. Набок. СПб.:
  • Историческая иллюстрация, 2016. 152 с.
  • Тишков В. А. Есть такая нация // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 4–7 апреля 2006 г.) / Под науч. ред.
  • И. Л. Набока. СПб.: Астерион, 2006. С. 18–24.
  • Тумусов Ф. С. Будущее мира и России: взгляд из Саха. М.: Мысль, 2000. 237 с.
  • Феномен идентичности в современном гуманитарном знании. К 70-летию академика
  • В. А. Тишкова / Сост.: М. Н. Губогло, Н. А. Дубова. М.: Наука, 2011. 670 с.
  • Харитонова В. И. «В душе осталась тундровичкой» (О жизненной роли и особенностях научной деятельности современных ненецких женщин-этнографов) // Исследования по культуре ненцев: сб. статей / Научный центр изучения Арктики; отв. ред. Н. В. Лукина. СПб.: Историческая иллюстрация, 2014. С. 104–112.
  • Чешко С. В. Культура и духовная жизнь // Стельмах В. Г., Тишков В. А., Чешко С. В.
  • Тропою слез и надежд: Книга о современных индейцах США и Канады. М.: Мысль, 1990. С. 211–244.
  • Шандрыголова Е. Елена Пушкарева: «Ямальский ТЭК меняет жизнь тундровиков» //
  • Парламентская газета «Тюменские известия». 2012. 30 мая. № 90 (5532). С. 3.
  • Юланова А. Н. Право на сохранение этнической идентичности коренных малочисленных народов как субъективное конституционное право: проблемы закрепления // Вестник СурГУ. 2017. Вып. 3 (17). С. 81–85.
  • Chang Heewon. Authoetnography as method. London; New York: Routledge; Taylor and Francis Group, 2008. 230 p.