Станюкович М. В. Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал

М. В. Станюкович - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Россия
ORCID: 0000-0001-8928-4844
E-mail: mstan@kunstkamera.ru 

 

  Скачать  |  К содержанию #3. 2021

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается роль собаки в повседневной жизни, в верованиях, обрядах, мифологии австронезийских народов. Собака была одним из трех домашних животных, сопровождавших австронезийцев в процессе расселения в Юго-Восточной Азии и Океании. Основными функциями собаки были охрана и помощь в охоте, которая играла большую роль в хозяйстве мотыжных земледельцев. У горных австронезийцев охота с собаками сохранялась до недавнего времени. По мере роста плотности населения и свода тропических лесов на равнинах Нусантары (островной ЮВА) охотничья роль собаки снижалась; у переселенцев на малые безлесные острова Океании она исчезла совсем. Собаку также приносили в жертву и использовали как источник белка в рационе. Автор вводит понятие регулярной жертвенной пирамиды и показывает, что собака находится вне ее. В отличие от других жертвенных животных собака — не дар духам и не вестник; ее посылают в мир духов как бойца, защитника. Там, где охота по-прежнему имеет хозяйственное значение, связи между человеком и его ближайшим помощником и защитником носят не только функциональный, но и эмоциональный характер. Когда охота утрачивает значимость, эмоциональные связи между человеком и животным слабеют. В австронезийской мифологии собака играет важную роль в сюжетах о формировании ландшафта, в мифах о потопе, о получении человеком огня; она также выступает как прародитель человека или отдельных этнических групп.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: отношения «человек — животное», Филиппины, Юго-Восточная Азия, Океания, собака, мифология, австронезийские народы

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-3(13)-27-52
УДК [39+81’373.612](=62)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алимов И. А. Древнекитайские памятники о собаке // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1994. Вып. 5–6. С. 257–261.
  • Берёзкин Ю. Е. Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 174–211.
  • Берёзкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог . URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 07.03.2021).
  • Возчиков Д. В. Амок, попугаи и волшебное дерево: Мир Нусантары в описании венецианского купца ХV в. // Этнография. 2019. № 1 (3). С. 73–98.
  • Давыдов В. Н., Симонова В. В. Собачье сердце: антропология собакоедения в постсоветской эвенкийской деревне // Вести лаборатории древних технологий. 2008. С. 213–230.
  • Комиссаров С. А., Кудинова М. А. Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак Лейчжоу, Китай) // Вестник Новосиб. гос. ун-та Сер. «История, филология». 2017. Т. 16. Вып. 10. Oriental Studies. С. 25–31.
  • Кондоминас Ж. Лес священного камня. М.: Наука, ГРВЛ, 1968.
  • Кудинова М. А. Ритуально-мифологическая семантика каменных изваяний собак в традиционной культуре юга Китая (на материалах полуострова Лэйчжоу) // Вестник Новосиб. гос. ун-та Сер. «История, филология». 2014. Т. 13. Вып. 4: Востоковедение. C. 60–69.
  • Лебедева А. А. Кава в Восточной Микронезии // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира / Отв. ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 111–120.
  • Ревуненкова Е. В. Магические жезлы батаков Суматры // Индонезия и Малайзия — перекресток культур / М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН. (Маклаевский сборник. Вып. 2). 2010 (перв. публ.: 1973). С. 273–292.
  • Ревуненкова Е. В. Миф о батакском жреческом жезле // Индонезия и Малайзия — перекресток культур: сб. статей Е. В. Ревуненковой. / Отв. ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН. (Маклаевский сборник. Вып. 2). 2010 (перв. публ.: 1977). С. 39–47.
  • Сказки и мифы народов Филиппин / Сост. Р. Л. Рыбкин. М.: Наука, ГРВЛ, 1975.
  • Станюкович М. В. Филиппины и Куба: две модели испанской колонизации // Радловские чтения. СПб.: МАЭ РАН, 2002а. С. 111–116.
  • Станюкович М. В. Музыкальные инструменты ифугао (Филиппины) из собрания МАЭ РАН // Музыка Кунсткамеры: к 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов. СПб., 2002б. С. 167–175.
  • Станюкович М. В. Эпос и память живых и мертвых // Классический фольклор сегодня: Материалы конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Б. Н. Путилова. Санкт-Петербург, 14–17 сентября 2009 г. / Отв. ред. Т. Г. Иванова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 472–491.
  • Станюкович М. В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. 2018. Вып. I (1). С. 298–316.
  • Станюкович М. В. Пляски плодородия. Церковь Пресвятой Девы рыболовной сети, Танцующего св. Пасхалия и св. Клары Ассизской на Филиппинах и ее языческое наследие // Вестник РГГУ. Серия. «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 5. С. 112–139.
  • Старцев А. Ф. Этнические представления тунгусо-манчжур о природе и обществе. Владивосток: Дальнаука, 2017.
  • Стратанович Г. Г. Этногенетические мифы об исходе из яйца или из тыквы у народов Юго-Восточной Азии // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 62–73.
  • Стратанович Г. Г. Народные верования населения Индокитая. М.: Наука, ГРВЛ, 1978.
  • Фролова М. В., Лунева А. И. Месть Кунтилак: индонезийский призрак в современной культуре // Этнография. 2019. № 1 (3). С. 173–192.
  • Чеснов В. Я. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976.
  • Alacacin C. The Gods and Goddesses. Historical and Cultural Data of Provinces. 1952.
  • Amano N., Piper P. J., Hung H., Bellwood P.. Introduced Domestic Animals in the Neolithic and Metal Age of the Philippines: Evidence from Nagsabaran, Northern Luzon // Journal of Island & Coastal Archaeology. 2013. No. 8. Pp. 317–335.
  • Barton R. F. The Religion of the Ifugaos // American Anthropologist. 1946. Vol. 48. No. 4. Pt. 2. Pp. 1–219.
  • Beyer H. O. Origin myths among the mountain peoples of the Philippines // Philippine Journal of Sciences 8 (section D). 1913. Pp. 85–117.
  • Blust R. The History of Faunal Terms in Austronesian Languages // Oceanic Linguistics. 2002. No. 41 (1). Pp. 89–139.
  • Cole F.-C. Traditions of the Tinguian: A Study in Philippine Folk-lore // Field Museum of Natural History, publ. 180, Anthropological series. Vol. XIV. No. 1. Chicago, 1915.
  • Cole F.-C. The Tinguian. Social, Religious, and Economic Life of a Philippine Tribe // Field Museum Anthropological Series. Vol. XIV. No. 2. 1922. Pp. 227–403.
  • Cole M. C. Philippine Folk Tales. Chicago: A. C. McClurg and Company, 1916.
  • Condominas J. Nous avons mange la foret de la pierre-genie Goo. Paris: Mercure, 1957.
  • Conklin H. C. Hanunoo Agriculture. A Report on an Integral System of Shifting Cultivation in the Philippines. Reprinted by Elliot’s Books Northford, Connecticut, 1975. (First publ. by Food and Agriculture organization of the United Nations. Rome, 1957).
  • Demetrio F. R., Cordero-Fernando G. The Soul Book. Quezon City: GCF Books, 1991.
  • Gaverza J. K. M. The myths of the Philippines. An Undergraduate Thesis Submitted to the College of Social Science and Philosophy Diliman, Quezon City, ... Degree of B. A. Linguistics. 2014. 180 pp. URL: www.academia.edu/36248979/THE_MYTHS_OF_THE_PHILIPPINES_2014_ (дата обращения: 08.02.2021).
  • Gibson T. Sacrifice and Sharing in the Philippine Highlands: Religion and Society among the Buid of Mindoro. Quezon City: Ateneo de Manila Univ. Press, 2015. (Reprint. Originally publ.: London: Athlone Press, 1986).
  • Greig K., Walter R., Matisoo-Smith E. A. Dogs and People in Southeast Asia and the Pacific // The Routledge Handbook of Bioarchaeology in Southeast Asia and the Pacific Islands. Routledge, 2016. P. 462–482.
  • Greig K., Gosling A., Collins C. J., Boocock J., McDonald K., Addison D. J., Allen M. S., David B., Gibbs M., Higham C. F. W., Liu F., McNiven I. J. O’Connor S., Tsang C. H., Walter R. & Matisoo-Smith E. Complex History of Dog (Canis familiaris) Origins and Translocations in the Pacific Revealed by Ancient Mitogenomes // Scientific Reports Received. 20 March 2018. Accepted: 31 May 2018. Publ. online: 14 June 2018.
  • Hohulin R. M., Hohulin E. L. Tuwali Ifugao Dictionary and Grammar Sketch. Manila: Linguistic Society of the Philippines, 2014.
  • Jenks A. The Bontoc Igorot. Manila: Bureau of Public Printing, 1905.
  • Kohnen N., Kohnen P. Igorot. Traditional Ways of Life and Healing among Philippine Mountain Tribes / Transl. by L. Nieroba and D. Winkler. SDK. Systemdruck Köln GmbH West Germany, 1986.
  • Kruyt A. C. De hond in de geestenwereld der Indonesiens // Tijdschrift voor Indische taalland-en volkenkunde. 1937. D. 77. Afl. 4. Pp. 534–589.