Янковская А. А. Жевание бетеля на Северной Суматре: батаки каро и их соседи

А. А. Янковская - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0567-6627
E-mail: vulpecula@list.ru

 

  Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Статья основана на полевых материалах, собранных автором в провинции Северная Суматра (Индонезия) в 2015 и 2018 гг. Практика жевания бетеля распространена по всей Юго-Восточной Азии и сопряжена со множеством ритуальных и коммуникативных функций. В современной Индонезии она сохраняется в сельской местности и не только, однако половозрастной состав употребляющих эту жевательную смесь претерпевает изменения. Среди этнических групп Северной Суматры (батакских народов, малайцев, а также ачесцев и гайо) можно наблюдать значительные различия в способах жевания и лексике, используемой для обозначения компонентов жвачки, в том числе бетельного листа и ореха арековой пальмы. Основное внимание в статье уделяется практике употребления бетеля среди батаков каро и ее роли в их повседневной жизни в настоящее время. Проводится сравнение между жеванием бетеля у каро и соседней группы батаков тоба, а также у других народов Северной Суматры, рассматриваются половозрастные аспекты этой практики, ее сосуществование с современными представлениями о красоте и роль бетеля в традиционной медицине и уходе за ребенком. В связи с последним автор обращает особое внимание на сохранение роли бетеля в практике surungi, заключающейся в оплевывании детей до двух лет бетельной смесью для защиты их от болезней.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бетель, жевательные стимуляторы, этноботаника, батаки каро, Северная Суматра

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-143-165
УДК 390

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2015 — Полевые материалы автора. Поездки в округ Каро, провинция Северная Суматра, и другие районы провинций Северная Суматра и Аче, Индонезия, в марте-июне 2015 г.
  • ПМА 2018 — Полевые материалы автора. Экспедиция в округ Каро, провинция Северная Суматра, Индонезия, в августе 2018 г.
  • Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5).
  • Васильков Я. В. Употребление бетеля в Индии по данным древних письменных источников // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 17–31.
  • Дмитренко С. Ю. «Бетельная» лексика в современном кхмерском языке: базовая терминология // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 89–108.
  • Дмитренко С. Ю., Станюкович М. В. Заметки о бетельной терминологии в языках Юго-Восточной Азии // Языки стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: материалы XIV Международной научной конференции, Москва, 23–24 ноября 2020 г. М.: Ключ-С, 2020. С. 13–16.
  • Касаткина А. К. Употребление бетеля в Сараваке и Сабахе: из путевых заметок // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 70–88.
  • Ревуненкова Е. В. Ритуально-символическая роль бетеля в малайско-индонезийском регионе в прошлом и настоящем // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб.: МАЭ РАН, 2008а. С. 459–463.
  • Ревуненкова Е. В. Сулалат-ус-салатин: Малайская рукопись Крузенштерна и ее культурно-историческое значение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008б.
  • Ревуненкова Е. В. Ребенок в представлениях батаков Северной Суматры // Ревуненкова Е. В. Индонезия и Малайзия — перекресток культур: сб. статей. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 103–122.
  • Станюкович М. В. Бетель и другие легкие жевательные стимуляторы растительного происхождения. Основные направления исследования (программа) // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб.: МАЭ РАН, 2010а. С. 323–328.
  • Станюкович М. В. «Сын бетельного ореха и листа бетеля»: символика Areca cathechu и Piper betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2010б. № 1. С. 306–340.
  • Станюкович М. В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 243–264.
  • Станюкович М. В. О российских исследованиях австронезийской этноботаники (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Океания) // Роль ботанических садов в сохранении и мониторинге биоразнообразия Кавказа: материалы юбилейной Международной научной конференции, 6–10 сентября 2016 г. Сухум, 2016. С. 438–450.
  • Стоун К. Бетель за пределами своего культурного ареала // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 42–62.
  • Янковская А. А. География бетеля в «Путешествии» Ибн Баттуты // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Ред. М. В. Станюкович, А. К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. СПб.: МАЭ РАН, 2015. (Маклаевский сборник. Вып. 5). С. 32–41.
  • Ginting M. “Man Belo” (Sebuah Etnografi Kegiatan Menyirih Sebagai Identitas Sosial Generasi Muda Karo di Kelurahan Titi Rantai, Kecamatan Medan Baru, Medan). Skripsi Sarjana. Medan: Universitas Sumatera Utara, 2011.
  • van der Goes B. Beru Dayang: The Concept of Female Spirits and the Movement of Fertility in Karo Batak Culture // Asian Folklore Studies. 1997. Vol. 56. No. 2. Pp. 379–405.
  • Joustra M. Batakspiegel. Tweede, Vermeerderde Druk. Leiden: S. C. van Doesburgh, 1926. 382 p. (Uitgaven van het Bataksch Instituut, № 21)
  • Kecamatan Tigapanah dalam angka 2020. Berastagi: Badan Pusat Statistik Kabupaten Karo, 2020.
  • Loeb E. M. Patrilineal and Matrilineal Organization in Sumatra: The Batak and the Minangkabau // American Anthropologist. Vol. 35. No. 1. 1933. P. 16–50.
  • Peeters A. Le Chique de Betel. Thèse pour le Doctorat. Paris, 1970. Vol. I–II. MS.
  • Reid A. From Betel-Chewing to Tobacco-Smoking in Indonesia // The Journal of Asian Studies. 1985. Vol. 44. No. 3. Pp. 529–547.
  • Rooney D. F. Betel Chewing Traditions in South-East Asia. Kuala Lumpur: Oxford University Press, 1993.
  • Steedly M. M. Hanging without a Rope: Narrative Experience in Colonial and Postcolonial Karoland. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993.
  • Stanyukovich M. V. Betel, ‘Lonely Heroes’ and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora // Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Ed. K. Antoni, D. Weiss. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15–17 May 2013, Tuebingen). Zurich; Berlin: LIT, 2014. Рp. 179–206.
  • Zumbroich T. J. The Origin and Diffusion of Betel Chewing: A Synthesis of Evidence from South Asia, Southeast Asia and Beyond // eJournal of Indian Medicine. 2007–2008. Vol. I. Рp. 87–140.