Овсепян Р. А., Степанян-Гандилян Н. П. Использование растений в народной медицине молокан Армении: предварительные данные

Р. А. Овсепян
Университет традиционной медицины
Институт археологии и этнографии НАН РА
Ереван, Армения
ORCID: 0000-0002-7004-1145
E-mail: roman.hovsepyan@iae.am

 

Н. П. Степанян-Гандилян
Институт ботаники НАН РА
Ереван, Армения
ORCID: 0000-0002-3651-4666
E-mail: ninastep.gand1@gmail.com

 

  Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. Молоканская община сформировалась в России в XVIII в. как христианская секта. На территории нынешней Армении молокане начали селиться с середины XIX в. и обосновались здесь в основном в северных регионах республики. Ранее обычаи природопользования и народной медицины у молокан Армении не документировались и не изучались. Осуществление междисциплинарного этноботанического исследования было начато нами в наиболее крупных молоканских общинах Республики Армения — селах Фиолетово и Лермонтово (район Лори). Проведенное пилотное исследование позволило зафиксировать около 40 растений (ethnotaxa), чаще всего собираемых и используемых в народной медицине молокан, среди которых щябрец (чабрец), мята, зверобой, календула, мелисса, матрёшка (душица), белоголовник (белые цветы), бессмертник, пустырник, несколько видов «ромашек», горькая трава, девясил (девятисил), лопух, подорожник, чистотел, череда, пырей, мать-и-мачеха, цикорий, одуванчик, полынь, бабушкин хлебушек (трилистник) и др. На основании изучения собранного ботанического материала определены биологические виды растений, применяемых молоканами в лекарственных, пищевых целях, а также в качестве пряно-ароматических трав, для приготовления чаев и пр. Лекарственное растительное сырье используется молоканами в основном в виде водных настоев из надземных частей растений, употребляемых как общеукрепляющее и противовоспалительное средство. В статье обсуждаются факты, указывающие на российское происхождение и аутентичность традиций использования растений молоканами, проживающими в Армении.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молокане, Армения, христианская секта, народная медицина, лекарственные растения

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-98-117
УДК 39:581.6

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Балоян С. А., Балаян К. В. Лекарственные растения Нагорного Карабаха // Takhtajania. 2013. № 2. С. 122–130.
  • Бунятов Г. С. Быт русских крестьян Лорийского участка Борчалинского уезда Тифлисской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис. 1902. № 31. С. 97–145.
  • Григулевич Н. И. Этноэкологическое исследование локальных пищевых комплексов русских старожилов Армении // Советская этнография. 1990. № 1. С. 114–125.
  • Григулевич Н. И. Основные компоненты питания русских старожилов, азербайджанцев и армян // Духоборцы и молокане в Закавказье. Отв. ред.: В. И. Козлов, А. П. Павленко. М.: ИЭА РАН, 1992. С. 60–89.
  • Григулевич Н. И. Этническая экология питания. Традиционная пища русских старожилов и народов Закавказья. М.: ИЭА РАН, 1996.
  • Гроссгейм А. А. Растительные богатства Кавказа. М.: Московское общество испытателей природы, 1952.
  • Долженко И. В. Хозяйственный и общественный быт русских крестьян Восточной Армении (конец XIX — начало XX вв.). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1985.
  • Забалуев А. П. Ресурсы лекарственных растений Саратовской области. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2000.
  • Забалуев А. П. Ресурсы лекарственных растений Пугачевского района Саратовской области // Бюллетень ботанического сада Саратовского государственного университета. 2003. Т. 2, вып. 1. С. 121–127.
  • Забалуев А П, Рожнова Е. А. Лекарственные растения Саратовского района Саратовской области // Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета. 2006. № 5. С. 10–14.
  • Золотницкая С. Я. Лекарственные ресурсы флоры Армении: в 2 т. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1958, 1965.
  • Лалаеан Е. Гандзакская губерния. Молоканы // Этнографический журнал. 1901. № 7–8. С. 255–270 (на арм. яз).
  • Коновалова Н. И. Словарь народных названий растений Урала. Екатеринбург: УрГПУ, 2000.
  • Результаты переписи населения 2011 года Республики Армения. Таблица 5.4 Население (городское, сельское) по национальности, полу и вероисповеданию. URL: https://www.armstat.am/file/doc/99484908.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
  • Степанян-Гандилян Н. П. Этноботанические исследования Армянского нагорья: История и перспективы. Ереван: Гитутюн, 2014.
  • Сухоруков А. П., Баландин С. А., Агафонов В. А., Алексеев Ю. Е., Бузунова И. О., Ефимов П. Г., Иваненко Ю. А., Лазьков Г. А., Линдеман Г. В., Луферов А. Н., Мавродиев Е. В., Нилова М. В., Сенников А. Н., Татанов И. В., Хлызова Н. Ю., Шольц Х., Щербаков А. В., Юрцева О. В. Определитель сосудистых растений Тамбовской области. Тула: Гриф и К, 2010. 350 с.
  • Тахтаджян А. Л. (ред.). Флора Армении. Т. 1–8, Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1954–1987; Т. 9. Hrnčířská (Czech Republic): Koeltz Scientific Books, 1995; T. 10–11. Ruggell / Liechtenstein, A.R.G. Gantner Verlag KG, 2001–2009.
  • Цатурян Т. Г., Геворгян М. Л. Дикие лекарственные растения Армении. Ереван: Лусакн, 2014. (на арм. яз.).
  • Чиков П. С. (ред.) Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. ГУГК, М., 1983. Bussmann R. W. (ed.) Ethnobotany of the Caucasus. Cham: Springer, 2017.
  • Haytian A. The Molokans in Armenia // Iran and the Caucasus. 2007. Vol. 11. Pp. 33–44.
  • Hovsepyan R., Stepanyan-Gandilyan N., Stollberg Ch. Phytomedicinal knowledge and “official” sources in Tatev (Armenia) // Ethnobiology Letters. 2019. № 10 (1). Pp. 23–34. International Society of Ethnobiology Code of Ethics, 2006 (with 2008 additions). URL: http://ethnobiology.net/code-of-ethics/ (дата обращения: 15.02.2021).
  • Pieroni A., Hovsepyan R., Manduzai A. K., Sõukand R. Wild food plants traditionally gathered in central Armenia: archaic ingredients or future sustainable foods? // Environment, Development and Sustainability. 2020. https://doi.org/10.1007/s10668-020-00678-1.
  • Winick S., Bartis P., Groce N., Kruesi M., Shankar G. Folklife and Fieldwork: An Introduction to Cultural Documentation. 4th ed. // Publications of the American Folklife Center, no. 3. Washington DC: Library of Congress, 2016.