Емельянов В. В. Эпос и календарь в древней Месопотамии

В. В. Емельянов - Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-5824-8792
E-mail: banshur69@gmail.com

 

  Скачать  |  К содержанию #2. 2021

 

АННОТАЦИЯ. В статье впервые ставится вопрос о конкретном содержании эпического времени в литературе древней Месопотамии. На основании анализа двух групп клинописных источников — эпических произведений и комментаторской литературы — проверяются три теории эпического времени (М. М. Бахтин, Я. В. Васильков, Н. Фрай). Установлено, что в случае каждого из рассмотренных текстов существует конкретное календарное время, в котором разворачивается действие эпоса. Зачастую эпос является частью праздника. В частности, шумерский эпос о подвигах Нинурты приходится на месяц Аййару (апрель-май). Вавилонский эпос «Энума элиш» связан с первым месяцем календаря Нисанну (март-апрель). События эпоса о Харабе охватывают целое полугодие с указанием на самые значительные дни каждого месяца. В статье приводится новый аргумент в защиту гипотезы Г. Раулинсона о соответствии таблиц эпоса о Гильгамеше и знаков зодиака. Выдвигается гипотеза о календарном характере эпоса об Эрре. В результате анализа приведенных данных становится понятно, что временем месопотамских эпических текстов является не какое-то неразличимое абсолютное прошлое, а время культового календаря. В полном соответствии с классификацией Василькова мы видим в самых ранних эпических текстах представление о вечном возвращении и связанные с ним космогонические мифы. Что же касается эпоса о Гильгамеше, то заложенный в нем диалог архаического и героического времен способствует соотнесению жизни главного героя с путем солнца на протяжении года. Точно так же подтверждается и теория Н. Фрая: мы отчетливо видим соотнесение сезонов года и эпических сюжетов. Однако уникальность месопотамского материала в том, что эпическое время здесь буквально соотнесено с ритуалами и имеет точные датировки вплоть до дней. Вопреки мнению Бахтина, эпос древней Месопотамии призван выразить не национальное начало, а смену времен года и связанную с этим смену адаптационных моделей коллективного поведения. Эпический мир не отделен от современности, потому что современность пребывает в кругу постоянно повторяющихся событий, и в этом кругу даже катастрофы рассматриваются как временные явления, занимающие свое небольшое место в структуре мирового порядка.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эпос, эпическое время, культовый календарь, древняя Месопотамия, пояснительные тексты, М. М. Бахтин, Я. В. Васильков, Н. Фрай, Г. Раулинсон

 

DOI 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-6-28
УДК 82:006.951

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  • Вавилина Д. А. Вавилонская поэма о боге чумы Эрре: проблема датировки и установления исторического контекста // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2015. Сер. 13. Вып. 1. С. 63–72.
  • Васильков Я. В. Учение о Времени как судьбе в индийском эпосе // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 48–53.
  • Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в Махабхарате. СПб.: Европейский дом, 2010.
  • Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
  • Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
  • Емельянов В. В. Аккадский эпос о Гильгамеше и вавилонский зодиак (историография и аргументация гипотезы) // Мистико-эзотерические движения в теории и на практике. Пятая международная научная конференция «История и дискурс: историко-философские аспекты исследований мистицизма и эзотеризма». СПб.: РХГА, 2012. С. 7–19.
  • Емельянов В. В. Гильгамеш. Биография легенды. М.: Молодая гвардия, 2015. (Малая серия ЖЗЛ).
  • Емельянов В. В. Календарь и патрицид в поздневавилонском тексте о Харабе // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. 2020. № 14/1. С. 3–15.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринт. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.
  • «Я открою тебе сокровенное слово»: Литература Вавилонии и Ассирии / cост. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981.
  • Cavigneaux A., al-Rawi F. N. H. La fin de Gilgameš, Enkidu et les Enfers d’apres les manuscrits d’Ur et de Meturan (Textes de Tell Haddad VIII) // Iraq. 2000. No. 62. Pp. 1–19.
  • Cohen M. E. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda; Maryland: CDL Press, 1993.
  • Çaǧirgan G., Lambert W. G. The Late Babylonian Kislīmu Ritual for Esagil // Journal of Cuneiform Studies. 1991–1993. Vol. 43/45. Pp. 89–106.
  • Frye N. Anatomy of Criticizm. Four Essays. Princeton: Princeton University Press, 2000.
  • Gadd C. J., Kramer S. N. Ur Excavations. Texts. VI. Literary and Religious Texts. First Part. Philadelphia, 1963. No. 60.
  • Jacobsen Th. The Harab Myth (Sources from the Ancient Near East 2/3). Malibu, 1984.
  • Haas V. Geschichte der Hethitischen Religion. Leiden: Brill, 1994.
  • King L. W. The Seven Tablets of Creation. Vol. I–II. London, 1902.
  • Klein J. A New Look at the ‘Oppression of Uruk’ Episode in the Gilgamesh Epic // Riches Hidden in Secret Places. Ancient Near Eastern Studies in Memory of Thorkild Jacobsen. Winona Lake, 2002. Pp. 187–201.
  • Labat R. Un calendrier babylonien des travaux: des signes et de mois. Paris: Librairie Honoré Champion, 1965.
  • Lambert W. G. Babylonian Wisdom Literature. Oxford: Clarendon Press, 1960.
  • Linssen M. J. H. The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practices. Leiden; Boston: Brill-Styx, 2004.
  • Livingstone A. Mystical and Mythological Explanatory Works of Assyrian and Babylonian Scholars. Oxford, 1986.
  • Livingstone A. Hemerologies of Assyrian and Babylonian Scholars (Cornell University Studies in Assyriology and Sumerology). Bethesda: CDL Press, 2013.
  • Parpola, S. The Standard Babylonian Epic of Gilgamesh. Helsinki: The Neo-Assyrian Text Corpus Project, 1997.
  • Rawlinson, H. C. The Izdubar Legends // Athenaeum. 1872. No. 2354. P. 735.
  • Rollinger R. TUM-ba u5-a in “Gilgamesch, Enkidu und die Unterwelt” (Z. 154/161) und dessen Konnex zu den Spielgeräten gišellag/pukku und giše.kid.ma/mikkû // Journal of Cuneiform Studies. 2008. No. 60. Pp. 15–23.
  • Sallaberger W. Der kultische Kalender der Ur III-Zeit. Bd. I–II. Berlin; New York, 1993.
  • Wee J. Z. A Late Babylonian Astral Commentary on Marduk’s Address to the Demons // Journal of Near Eastern Studies. 2016. No. 75/1. Pp. 127–167.