Яковлева М. Н. Образ танцующего Индры в мифологии и художественной культуре джайнизма

М. Н. Яковлева -  Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4405-3644 
E‑mail: mnyakovleva@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Некоторые гимны «Ригведы» представляют Индру как великого танцора, но в культуре брахманизма и индуизма образ Индры-танцора более не встречается. Однако мы можем проследить продолжение танцевально-драматической «карьеры» Индры в культуре джайнов. В джайнской мифологии Индра первого неба, Саудхармендра, принимает большое участие в жизни тиртханкаров, а в двух особых случаях — после церемонии омовения новорожденного тиртханкара и после обретения им всезнания — танцует от радости. Некоторые джайнские тексты рассказывают, что торжественная театрально-драматическая программа, представляемая Индрой перед младенцем-тиртханкаром, со стоя ла из 32 номеров. В джайнском тексте «Rāyapaseṇīyasuttam» мы находим перечисление 32 nāṭyavidhi, составлявших танцевально-драматическую церемонию, устроенную царем богов Сурьябхадевой для Джины Махавиры. Анализируя названия и скудные описания отдельных номеров программы, ученые делают вывод о том, что последний из них был полноценной драмой, а все предшествующие — отдельными танцами. Вполне вероятно, что мифологический нарратив соответствовал некогда существовавшей земной практике джайнских сообществ, которая была утрачена уже на момент составления данного текста. Танец Саудхармендры перед тиртханкарами запечатлен в росписях потолков храма Индрасабха в Эллоре и храма Вардхаманы (Трайлокьянатха) в Тирупаруттикундраме близ Канчипурама, а также в рельефах фасада храма Чхота Кайласа в Эллоре.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-4(10)-16-34
УДК 234

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: джайнизм, тиртханкар, храм, роспись, рельеф, танец, Индра, Саудхармендра

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Алиханова Ю. М. Театр древней Индии // Культура древней Индии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975 С. 260–292.
  • Столепестковый лотос: Антология древнеиндийской литературы / Пер. с санскрита и древнетамильского. Сост., вступит. статья И. Д. Серебрякова. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996
  • Appleton N. Shared characters in Jain, Buddhist and Hindu narrative. Gods, kings and other heroes. London; New York: Routledge, 2017
  • Bose M. Speaking of dance: the Indian Critique (New vistas in Indian performing arts). New Delhi: D.K. Print World (P) Ltd, 2001
  • Jain J. Ch. Life in ancient India as depicted in the Jain canons (with commentaries). An administrative, economic, social and geographical survey of ancient India Based on the Jain canons. Bombay: New Book Company, 1947
  • Owen L. N. Carving Devotion in the Jain Caves at Ellora. Leiden; Boston: Brill, 2012
  • Pereira J. Monolithic Jinas (The Iconography of the Jain Temples of Ellora). Delhi: Motilal Banarsidass, 1977
  • Ramachandran T. N. Tiruparuttikunram and its temples. With appendices on Jaina units of measurement and time, cosmology and classification of souls. Madras: Government Museum, 1934
  • Shah U. P. Jaina-Rūpa-Maṇḍana (Jaina iconography). New Delhi: Abhinav Publications, 1987
  • Varadpande M. L. History of Indian theatre. Vol. 1 New Delhi: Abhinav Publications, 1987
     
  • Varadpande M. L. Religion and theatre. New Delhi: Abhinav Publications, 1983
     
  • Vatsyayan K. Classical dance in literature and the arts. New Delhi: Sangeet Natak Akademi, 1977