Васильков Я. В. Индийская притча о «человеке в колодце» и ее трансформация в «Исповеди» Л. Н. Толстого

Я. В. Васильков - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5508-5900 
E‑mail: yavass011@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены индийские, а также древнерусские и иные источники притчи о «человеке в колодце», образность которой Л. Н. Толстой использовал в начале своей «Исповеди», чтобы выразить безысходность отчаяния, пережитого им во время кризиса первой половины 1870-х годов. Анализ индийской притчи показывает, что ее изначальный замысел состоял в отрицании, даже пародировании с позиций утверждавшихся сотериологических религий (индуизма, буддизма, джайнизма) архаической индо-арийской (исходно индоевропейской) модели мира, реализовавшейся в широко распространенных в Индии и в Европе ритуалах типа «майского дерева». Индийская притча повлияла на замысел «Исповеди» Толстого, а также явилась смысловым и художественным стержнем первой половины ее текста. В статье впервые выявлена и конкретизирована связь между притчей в начале «Исповеди» и описанием сна, увиденного Толстым спустя три года, когда он перечитал свое сочинение при подготовке его к печати. Сочтя, что этот сон выразил самую суть сочинения, Толстой приложил его описание к книге как своего рода постскриптум. В статье доказывается, что сон не просто связан с притчей, воспроизводя сходную с описанной в ней ситуацию и используя «ключевые слова» из толстовского пересказа притчи. Сон Толстого является трансформацией притчи, сопряженной с инверсией ценностей. Если притча была отрицанием мифологической картины мира, то в «сне Толстого» сама притча подверглась отрицанию. Интуиция художника позволила ему вжиться в переводной текст древней культуры настолько, чтобы извлечь из него ту архаическую мифоритуальную схему и тот образ, от которых притча при ее создании отталкивалась.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-4(10)-80-100
УДК 82-96

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жанр притчи, древнерусская литература, протоиндоевропейская модель мира, календарная обрядность Индии и Европы, религии Индии, видения, сны, Лев Толстой, «Исповедь», психология творчества

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Атхарваведа (Шаунака) / Пер. с вед. яз., вступ. ст., коммент. и приложения Т. Я. Елизаренковой. Т. 2: Книги VIII–XII. М.: Восточная литература, 2007
  • Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI–XII века. СПб: Наука, 1999
  • Васильков Я. В. Архаическая пространственно-временная модель мира и отношение к ней в основных религиях Индии // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. СПб.: МАЭ РАН, 2014 С. 182–193.
  • Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981
  • Головацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Часть II: Обрядные песни / Издание Имп. Об-ва истории и древностей российских. М.: Университетская типография, 1878
  • Гродецкая А. Г. Ответы предания: Жития святых в духовном поиске Л. Н. Толстого. СПб.: Наука, 2000
  • Гурьев, протоиерей Виктор. Пролог в поучениях. М.: Директ-Медиа, 2014
  • Гусев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым / Сост., вступ. ст. и примеч. А. И. Шифмана. М.: Художественная литература, 1973
  • Густафсон Р. Ф. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого. СПб.: Академический проект, 2003
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Т. 4 СПб.; М.: Изд-во М. О. Вольфа, 1882
  • Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Т. IV. М.: Языки славянских культур, 2011
  • Ибн аль-Мукаффа. Калила и Димна / Пер. с араб. Б. Шидфар. М.: Художественная литература, 1986
  • Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009
  • Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопросы психологии. 2007 № 3 C. 69–82.
  • Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л.: Наука, 1966
  • Кухтина Н. И. Сновидение как способ познания бытия: «Исповедь» Л. Н. Толстого // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2019 № 1 С. 31–35.
  • Лещева В. А. Жанр притчи в «Исповеди» Л. Н. Толстого // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. 2014 № 10 (69). C. 538–540.
  • Махабхарата. Книга о жертвоприношении коня / Издание подготовили Я. В. Васильков и С. Л. Невелева. СПб.: Наука, 2003
  • Махабхарата. Книга шестая. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. Издание подготовил В. Г. Эрман. М.: Ладомир; Наука, 2009
  • Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский / Издание подготовила Е. А. Андрющенко. М.: Наука, 2000
  • Николаева Е. В. Лев Толстой и древнерусская литература (Проблема творческого освоения древнерусского литературного наследия): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1980
  • Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. М.: Флинта, 2000
  • Соболева А. Б. Жанр видений в древнерусской литературе (на материале Азбучного патерика) // Проблемы исторической поэтики. Вып. 4 Поэтика фантастического. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2016 C. 153–169.
  • Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна; ред., вступ. ст. и предисл. М. И. Стеблин-Каменского. М., Л.: Наука, 1963
  • Сыркин А. Я. Спуститься, чтобы вознестись. Иерусалим: Центр по изучению славянских языков и литератур, 1993
  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 23: Произведения 1879–1884 годов. М.: ГИХЛ, 1957
  • Топоров В. Н. О брахмане. К истокам концепции // Г. А. Зограф, В. Н. Топоров (ред.). Проблемы истории языков и культуры народов Индии: сборник статей. Памяти В. С. Воробьева-Десятовского. М.: Наука, 1974
  • Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI — середина XV в.). М.: Наука, 1988
  • Altdeutsche Wälder / hrsg. durch die Brüder Grimm. Erster Band. Cassel: Thurneissen, 1813
  • Benfey Th. Pantschatantra: Fünf Bücherindischer Fabeln, Märchen und Erzälungen. Bd. 1 Leipzig: Brockhaus, 1852
  • Brighenti F. Hindu devotional Ordeals and their Shamanic Parallels.Electronic Journal of Vedic Studies 2013 Vol. 19 Issue 4 Pp. 103–175.
  • Crooke W. The Holī: A Vernal Festival of the Hindus // Folklore 1914 Vol. XXV. Pp. 55–83.
  • Grimm J. Deutsche Mythologie. Göttingen: Dieterich, 1835
  • Ellis-Davidson H. R. Gods and Myths of Northern Europe. Harmondsworth: Penguin Books, 1981
  • Kuhn E. Der Mann im Brunnen, Geschichte eines Indischen Gleichnisses // Festgruss an Otto Böhtlingk zum Doktor-Jubiläum 3 Februar 1888 von seinen Freunden. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1888 Pp. 68–76.
  • Liebrecht F. Die Quellen des Barlaam und Josaphat // Jahrbuch für romanische und englische Literatur. Serie 1 . 1860 Bd. 2 Рp. 314–334.
  • Norelius P.-J. The Honey-Eating Birds and the Tree of Life: Notes on Ṛgveda 1.164.20–22 // Acta Orientalia 2014 Vol. 77 Рp. 3-70.
  • Russell J. H., Hira Lal R. B. Tribes and castes of the central provinces of India. Vol. II. L.: Macmillan & Co., 1916
  • Shokhin V. K. Drevniaia Indiia v kul’ture Rusi (11-seredina 15 v.) [Ancient India in the culture of Russia (11-mid-15th century)]. Moscow: Nauka Publ., 1988 (In Russian).
  • Zin M. The Parable of “The man in the well”: its travels and its pictorial traditions from Amaravati to today // P. Balcerowicz, J. Malinowski (eds). Art, myths and visual vulture of south Asia. Warsaw Indological studies. 2011 № 4 Pp. 33–93.