Сафина Н. А. Образ жизни в шри-вишнуизме: панчасамскара (самашраяна) и ее основания

Н. А. Сафина -  Российский университет дружбы народов Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7366-1577 
E‑mail: videhidevi@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2020

 

АННОТАЦИЯ.Статья посвящена исследованию традиционного уклада жизни шри-вишнуитов, а именно вопросу вступления в традицию и связанным с этим действием обязательствам. Данный уклад оформился в более-менее явной форме в XII–XIV вв. в южной Индии. Самхиты Панчаратры, сочинения и комментарии мыслителей вишишта-адвайта-веданты, а также некоторые другие особенности индийской культуры и религии оказали существенное влияние на формирование системы ритуалов, ежедневных обязанностей адептов шри-вишнуизма, искусство поклонения Вишну-Нараяне и этику. Здесь мы рассмотрим особенности инициирующих ритуалов панчасамскары (самашраяны), которые включают пять действий: тапасамскара и пундрасамскара — нанесение на тело инициируемого символов Вишну (раковины, диска и специальных символов), намасамскара — присвоение духовного имени, мантрасамскара — получение трех важнейших мантр для ежедневной практики и обучение священным текстам, иджьясамскара — получение изображения бога, очистительные церемонии и практики. Все пять ритуалов панчасамскары инициируют адепта в традицию и подготавливают его для ежедневного служения богу и его последователям. В статье также разбираются философские, религиозные и культурные основания данных ритуалов, их значение для системы шри-вишнуизма, предположительные периоды их возникновения.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-4(10)-6-15
УДК 233.2

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: шри-вишнуизм, вишишта-адвайта-веданта, панчасамскара, самашраяна, Панчаратра, прапатти, упанаяна, инициация, Вишну-Нараяна, мокша

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Mumme P. Y. Pancaratra texts in the Tenkalai-Vatakalai dispute // Studies in Hinduism IV: on the mutual influences and relationship of Viśiṣṭādvaita Vedānta and Pāñcarātra / Ed. by G. Oberhammer and M. Rastelli. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2007 Pp. 107–124.
  • Mumme P. Y. The Śrī Vaiṣṇava theological dispute: Maṇavāḷamāmuni and Vedānta Deśika. Madras: New Era Publications, 1988
  • Pskhu R. V. Philosophy of Yamuna and its subcultural roots // Proceedings of 4th international conference on education, language, art and intercultural communication. Vol. 142 Paris: Atlantis Press, 2017 Pp. 739–742.
  • Raman S. Initiation and conversion in medieval South India: Pañcasaṃskāra as historical pract ice in the Śrīvaiṣṇava post-Rāmānuja hagiographical literature // Studies in Hindui sm IV: On the mutual influences and relationship of Viśiṣṭādvaita Vedānta and Pāñcarātra / Ed. by G. Oberhammer and M. Rastelli. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2007 Pp. 263–286.
  • Raman S. Samāśrayaṇa in Śrīvaiṣṇavism // Words and deeds. Hindu and Buddhist rituals in South Asia / Ed. by J. Gengnagel, U. Hüsken, S. Raman. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005 Pp. 91–114.
  • Safina N. A. Terms prapatti and tawakkul in religious traditions of Vaishnavism and Sufism // The 5th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and Arts — SGEM 2018 Conference proceedings. Sofia, 2018 Vol. 5 Pp. 343–350.
  • Srinivasa Chari S. M. Vaisnavism. Its philosophy, theology and religious discipline. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2000
  • Srinivasa Chari S. M. Vedānta Deśika. The poet-Dialectician of Viśiṣṭādvaita school // life, thought and culture in India (AD 300–1100) / Ed. by R. Balasubramanian. New Delhi: Centre for Studies in Civilizations, 2008 Vol. 2 Part 3: Theistic Vedanta. Pp. 133–167.
  • Varadachari V. Agamas and South Indian Vaisnavism. Madras, Triplicane: Prof. M. Rangacharya memorial trust, 1982
  • Mumme P. Y. Pancaratra texts in the Tenkalai-Vatakalai dispute. G. Oberhammer and M. Rastelli (eds.). Studies in Hinduism IV: On the mutual influences and relationship of Viś iṣ ṭādvaita Vedānta and Pāñcarātra. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2007, pp. 107–124. (In English).
  • Mumme P. Y. The ŚrīVaiṣṇava theological dispute: Maṇavāḷamāmuni and Vedānta Deśika. Madras: New Era Publications, 1988 (In English).
  • Pskhu R. V. Philosophy of Yamuna and its subcultural roots. Proceedings of 4th international conference on education, language, art and intercultural communication. Paris: Atlantis Press, 2017, vol. 142, pp. 739–742. (In English).
  • Raman S. Initiation and conversion in medieval South India: Pañcasaṃskāra as historical practice in the Śrīvaiṣṇava post-Rāmānuja Hagiographical literature. G. Oberhammer and M. Rastelli (eds.). Studies in Hinduism IV: On the mutual influences and relationship of ViśiṣṭādvaitaVedānta and Pāñcarātra. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2007, pp. 263–286. (In English).
  • Raman S. Samāśrayaṇa in Śrīvaiṣṇavism. J. Gengnagel, U. Hüsken, S. Raman (eds.). Words and Deeds. Hindu and Buddhist rituals in South Asia. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005, pp. 91–114. (In English).
  • Safina N. A. Terms prapatti and tawakkul in religious traditions of Vaishnavism and Sufis. The 5th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts — SGEM 2018 Conference proceedings. Sofia, 2018, vol. 5, pp. 343–350. (In English).
  • Srinivasa Chari S. M. Vaisnavism. Its philosophy, theology and religious discipline. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2000 (In English).
  • Srinivasa Chari S. M. Vedānta Deśika. The poet-Dialectician of Viśiṣṭādvaita School. R. Balasubramanian (ed.). Life, thought and culture in India (AD 300–1100). New Delhi: Centre for Studies in Civilizations, 2008, vol. 2, part 3: Theistic Vedanta, pp.133–167. (In English).
  • Varadachari V. Agamas and South Indian Vaisnavism. Madras, Triplicane: Prof. M. Rangacharya memorial trust, 1982 (In English).