Сулейманова О. А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «Вконтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры
О. А. Сулейманова - Кольский научный центр РАН Апатиты, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5109-958Х
E-mail: sul-olesya@yandex.ru
Скачать | К содержанию #3. 2020
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполне- ния пробела в изучении современных практик использования новых информационных тех- нологий для репрезентации материальной культуры как фактора сохранения и трансляции этнической идентичности коренного населения Мурманской области. Проанализирован контент 11 официальных групп — виртуальных саамских сообществ — и 10 личных страниц представителей саами в социальной сети «Вконтакте». Использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала. На основе анализа данных выделены разные типы визуальных источников, которые репрезентируют элементы материальной культуры коренного населения в вир- туальном пространстве. В зависимости от типа визуальных источников варьируют и их функции. Посредством аватарок и личных фотографий, на которых участники социаль- ной сети запечатлены в национальных костюмах или с определенными атрибутами саам- ской культуры, демонстрируется принадлежность к этническому сообществу. Визуальные источники из музейных коллекций репрезентируют элементы традиционной материаль- ной культуры саамского сообщества, что способствует трансляции традиционных знаний. Коммуникация, интеграция, обмен информацией и знаниями посредством визуальных образов осуществляются и внутри саамского сообщества, и за его пределами, поскольку виртуально «открыты» для всех желающих. Визуальные образы материальной культуры саамов могут использоваться в коммерческих целях (например, для реализации сувени- ров с этнической символикой и т. п.). «Упрощенное» использование этнически марки- рованных вещей в коммерческих целях способствует искажению этнического образа. Исследование показало, что представители саамского сообщества борются против «упро- щенного» использования этнической символики, распространяя «некорректные» визу- альные образы посредством репостов с целью привлечения внимания общественности. В современном контексте, в связи с пандемией, появляются и новые формы этнической самопрезентации, которые отражают динамику визуальных образов материальной куль- туры саамов (в частности, защитные маски с этнической символикой).
DOI 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199
УДК 0 04.946:39(=511.12)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: визуальный контент, материальная культура, саамы Мурманской области, социальные сети, фоторепрезентации, этническая идентичность
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378–392.
- Белоруссова С. Ю., Головнев А. В. Виртуальная этничность — новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 36–40.
- Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 2. С. 98–113.
- Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. 528 с.
- Волокитина Н. А. Репрезентация этнической идентичности в современном интернет- пространстве // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 35–39.
- Гаранина О. Р., Шамина Ю. М. Влияние «лайков» в социальных сетях на самооценку личности // Психологические науки. № 44 (2). 21.04.2016. URL: https://novainfo.ru/article/5426 (дата обращения: 21.03.2020).
- Глобальная статистика интернета. Рейтинг социальных сетей // Seo-auditor. URL: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/(дата обращения: 10.05.2020).
- Глухов А. П., Окушова Г. А. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 139–161.
- Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14–20.
- Головнёв А. А., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100–108.
- Давыдов В. Н. Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/12/03/1214824591/3bDavidov.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
- Киссер Т. С. Виртуальная идентичность российских немцев // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 64–84.
- Кузьмин А. В., Хантаев С. Н. Презентация этничности в цифровом пространстве // Медиафилософия. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2017. XIII. С. 147– 157.
- Ловозерский НКЦ приглашает. Официальная группа. URL: vk.com›club65256797 (дата обращения: 25.03.2020).
- Ловозерский р‑он — Луяввьр е̄ммьне. Официальная группа. URL: https://vk.com/ lujvrri (дата обращения: 25.03.2020).
- Магазин зимних вещей ручной работы «Саами». Официальная группа. URL: https:// vk.com/club59509288 (дата обращения: 25.03.2020).
- Мартьянов Д. С., Мартьянова Н. А. Дискурсивные аспекты этнической идентичности в интернете // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 233–238.
- Махмутов З. А., Габдрахманова Г. Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в «Вконтакте» // Историческая этнология. 2016. № 2 С. 276–292.
- Мясникова Л. А., Дроздова А. В., Архипова Ю. В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19.. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-reprezentatsiya-povsednevnosti-v‑sovremennom-mediaobschestve (дата обращения: 21.03.2020).
- ООМО «Ассоциация кольских саамов». Официальная группа. URL: https://vk.com/ oomo_aks (дата обращения: 25.03.2020).
- Орех Е. А., Сергеева О. В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей. URL: https://vestnik.spbu.ru/html15/s12/s12v2/14.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
- Петров И. К., Абдувалиева А. Х. Особенности этнической идентичности пользователей социальных сетей // Современные научные исследования и разработки. Астрахань, 2018. Т. 2. № 5 (22). С. 457–460. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35559089_32124764. pdf (дата обращения: 25.03.2020).
- Пивнева Е. А. Фоторепрезентации этнической культуры обских угров // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 4. С. 716–728.
- Разумова И. А., Сулейманова О. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114–122.
- Саамские изделия/HandMadebySaami. Официальная группа. URL: https://vk.com/ saamiworks (дата обращения: 25.03.2020).
- Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки, а также саамские узоры, пословицы, мифология, песни, праздники и сказки. Официальная группа. URL: https://vk.com/ saamskij_kostjum (дата обращения: 25.03.2020).
- Саамские ножи. Ножи. Ловозеро. Knife. Lovozero. Официальная группа. URL: https:// vk.com/samiknife (дата обращения: 25.03.2020).
- Сāмьо̄ллмэvkontakte.ru / Саамы «Вконтакте». Официальная группа. URL: https:// vk.com/club932308 (дата обращения: 25.03.2020).
- Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды // Brand Analytics. URL: https:// blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v‑rossii-leto‑2017‑tsifry-i‑trendy/ (дата обращения: 01.04.2020).
- Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. Апатиты, 2016. № 8–10 (42). С. 89–106.
- Тлехурай З. А. Сайты черкесов диаспоры как источник по изучению этнической идентичности // Вестник Южного научного центра. 2013. № 3. С. 139–145.
- Фонд саамского наследия и развития. Официальная группа. URL: https://vk.com/foundsami (дата обращения: 07.04.2020).
- Фонд сохранения культуры Севера «Варзуга». Официальная группа. URL: https:// vk.com/fondvarzuga (дата обращения: 25.03.2020).
- Ханхунова М. Ю., Чойропов Ц. Ц. Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2013. № 2 (41). С. 168–177.
- Что значит аватарка в интернет-сленге? // Proslang.ru. Интернет-сленг. URL.: https:// proslang.ru/internet-sleng/chto-znachit-avatarka.html (дата обращения: 25.03.2020).
- Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.
- Шустер О. В. Визуальность как глобальный тренд в пространстве массмедиа // European Researcher. 2013. № 7–1. С. 1890–1898. URL: www.erjournal.ru/journals_n/1375549519.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
- Этно-магазин Pimbu.ru. Официальная группа. URL: https://vk.com/club20757686 (дата обращения: 25.03.2020).
- Bendix R. In search of authenticity: The formation of Folklore Studies. Madison: University of Wisconsin Press, 1997. 306 p.
- Handler R., Linnekin J. Tradition, Genuine or Spurious // The Journal of American Folklore. 1984. Vol. 97. № 385. Jul. — Sep. Pp. 273–290.
- Utekhin I. Small Data First: Pictures from Instagram as an Ethnographic Source // Russian Journal of Communication. 2017. Vol. 9. № 2. Pp. 185–200.