Белоруссова С. Ю., Данилова Е. Н., Сысоева М. Э. Хештеги и этничность
С. Ю. Белоруссова - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2069-3452
E-mail: svetlana-90@yandex.ru
Е. Н. Данилова - Институт истории и археологии УрО РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Екатеринбург; Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-8183-4810
E-mail: danilova@northarch.ru
М. Э. Сысоева - Институт этнологии и антропологии РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Москва; Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0553-4998
E-mail: mariasysoeva.kubsu@gmail.com
Скачать | К содержанию #3. 2020
АННОТАЦИЯ. Интернет, став неотъемлемой частью повседневности и символом современного образа жизни, передает и формирует динамику социокультурных изменений, нового уровня общения и взаимодействия. Одним из наиболее популярных инструментов интернет-коммуникации в последнее время выступает хештег, который сегодня является не только средством распространения информации в социальных сетях, но и спо- собом трансляции идентичности. Этнические сообщества, нацеленные на поддержание сплоченности и создание нового способа коммуникации, нашли в хештегах возможность выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство. Комиижемцам хештеги позволили выделить себя в качестве отдельной общности с самоназванием #изьватас. Кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам и разрабатывают определенный алгоритм их использования как для создания внешнего образа группы, так и для сохранения ее внутренней устойчивости. Применение хештегов не только дает надежду на ревитализацию сообщества убыхов (пусть лишь в онлайн-пространстве), но и является неким виртуальным воздаянием ушедшим предкам и памятью о потерянной родине. Для этничности хештег выступает, с одной стороны, средством коммуникации и поддержания жизнеустойчивости общности, с другой — инструментом, позволяющим отстаивать свою самобытность и конкурировать с другими группами. Сформированное через хештег сообщество имеет свои правила и обычаи, интересы и предпочтения, силу и слабости, при этом оно оказывает влияние на динамику этничности как внутри сети, так и за ее пределами.
DOI 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-33-61
УДК 0 04.7:39
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хештег, этничность, коми-ижемцы, кряшены, убыхи, виртуальная этничность, киберэтнография, интернет
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- КПМА 2019, 2020 (Киберполевые материалы авторов).
- Группа ВК Землячество «Изьватас». URL: https://vk.com/izvatas_komi (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК Ми олам зарни вужъясÖн. URL: https://vk.com/public61936248 (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК КРЯШЕНЫ — КЕРӘШЕННӘР. URL: https://vk.com/kryashennar (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК Керәшен Гореф-гадәтләре: Этникҗырлары, биюләре. URL: https://vk.com/ the_kryashens (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК Пространство Изьватас. URL: https://vk.com/modizvatas (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК Том Изьватас. URL: https://vk.com/tom_izvatas (дата обращения: 15.04.2020).
- Группа ВК FinUgorщина URL: https://vk.com/club28491652 (дата обращения: 15.04.2020).
- Интернет-портал «Вечерний Мурманск» URL: https://vmnews.ru/novosti/2020/03/04/ severyan-priglashayut-pouchastvovat-v‑fotokonkurse-moy-narod — moya-rossiya (дата обращения: 15.04.2020).
- Сайт правительства Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/ saami_news/detail/354063/ (дата обращения: 15.04.2020).
- Черкесы, адыги и перепись 2020 // Kavkaz.com — Кавказ. реалии. 2019. 13 февр. URL: www.kavkazr.com/a/29767434.html (дата обращения: 03.04.2020).
- Iran and the «Twitter Revolution». URL: www.journalism.org/2009/06/25/iran-and-twitter-revolution/(дата обращения: 16.03.2020).
- #HappyBirthday! The hashtag turns 10. URL: www.dw.com/en/happybirthday-the-hashtag-turns‑10/a‑40192091 (дата обращения: 16.03.2020).
- Twitter Hashtags for emergency coordination and disaster relief. URL: https://factoryjoe.com/2007/10/22/twitter-hashtags-for-emergency-coordination-and-disaster-relief/ (дата обращения: 16.03.2020).
- Агабабян А. Г., Сысоева М. Э. «#Убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности // Известия СОИГСИ. 2019. № 31 (70). С. 73–92.
- Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет // Вестник Омского университета. 2012. № 4. С. 203–208.
- Ахапкина Я. Э., Рахилина Е. В. Предисловие редакторов // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 7–13.
- Белоруссова С. Ю. #Силакряшен: виртуальная жизнь непризнанного народа // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 41–63.
- Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хештеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 51–58.
- Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 13–23.
- Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100–108.
- Емельяненко В. Слова за решеткой // Русский мир. Февраль 2013 URL: https://rusmir. media/2013/02/01/reshetka (дата обращения: 18.04.2020).
- Кан Е. В. Хештеги как новое лингвистическое явление // Филологический аспект: междунар. науч.-практ. журн. 2017. № 1. С. 90–98. URL: https://scipress.ru/philology/articles/kheshtegi-kak-novoe-lingvisticheskoe-yavlenie.html (дата обращения: 18.04.2020).
- Ким Х. Ч., Шабаев Ю. П., Истомин К. В. Локальная группа в поиске идентичности (коми-ижемцы: динамика культурных трансформаций) // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 85–92.
- Колесов В. И., Кузнецов И. В., Кузнецова Р. Ш., Сысоева М. Э., Хуако З. А. Потомки убыхов в Турции//Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 225–251.
- Конаков Н. Д., Котов О. В. Этноареальные группы коми: Формирование и современное этнокультурное состояние. М.: Наука, 1991.
- Кузнецов И. В. Убыхи: границы, «вымирание», шаги к ревитализации // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 289–304.
- Наволока Ю. С. Функции хештегов в современной российской рекламе (на материале рекламы в социальной сети Instagram) // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. 2017. № 4. С. 145–153.
- Наволока Ю. С. Хештег-текст как новый форма т текста в интернет-пространстве (на примере социальной сети «Инстаграм») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12–3 (90). С. 568–573.
- Сысоева М. Э. Жорж Дюмезиль и Тевфик Эсенч: полвека сотрудничества // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 171–194.
- Теребихин Н. М., Шабаев Ю. П. Чудь, поморы и комиижемцы: реидентификация или конструирование идентичностей (этногенетические технологии на Европейском Севере) // Европейский Север: локальные группы и этнические границы. Сыктывкар, 2012. С. 29–59. (Труды Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Вып. 71).
- Фистина Е. А. Хештег как средство индивидуализации // Тенденция развития науки и образования. 2018. № 37–3. С. 53–55.
- Чирикба В. А. Расселение убыхов на Кавказе и в Турции // Инал-ипа Ш. Д. Убыхи. Историко-этнографические очерки. Приложение 2. Чирикба В. А. Убыхские этюды. Сухум, 2015. С. 395–446.
- Шабаев Ю. П., Истомин К. В. Территориальность, этничность, административные и культурные границы: коми-ижемцы (изьватас) и коми-пермяки как «другие» коми // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 99–114.
- Шабаев Ю. П., Садохин А. П., Шилов Н. В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 57–66.
- Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1. С. 156–168.
- Bough B. B., Agresta S. Perspectives on Social Media Marketing. Cengage Learning. Boston, 2010.
- Bruns A., Moe H. Structural Layers of Communication on Twitter // Twitter and Society/ Ed. by K. Weller, A. Bruns, J. Burgess, M. Mahrt, C. Puschmann. New York: Peter Lang Publishing, 2014. P. 15–29.
- Bruns A., Moe H. The Use of Twitter Hashtags in the Formation of Ad Hoc Publics. 2011. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/5a41/9e801bcb14637580bb3e990e6e444b02b6bf.pdf?_ ga=2.226961949.1862187623.1586948137–1526946843.1586948137 (дата обращения: 15.04.2020).
- Bruns A., Stieglitz S. Quantitative Approaches to Comparing Communication Patterns on Twitter // Journal of Technology in Human Services. 2012. Vol. 30. Pp. 160–185.
- Howard T. Design to Thrive: Creating Social Networks and Online Communities that Last. Burlington: Morgan Kaufmann Publishers, 2010.
- Lim K. H., Datta A. A Topological Approach for Detecting Twitter Communities with Common Interests // Ubiquitous Social Media Analysis, Lecture Notes in Artificial Intelligence. Heidelberg: Springer. 2013. Pp. 23–43.
- Salazar E. Hashtags 2.0 — An Annotated History of the Hashtag and a Window to its Future // Icono 14 / Ed. by F. García, M. Gertrudix. Madrid, 2017. Vol. 15 (2). P. 16–54.