Столярова Е. В. Традиционная и современная версии «Рамаяны» в индийском театре плоских кожаных кукол «толпава кутху»

СТОЛЯРОВА Екатерина Владимировна — научный сотрудник, Государственный музей истории религии (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: stolyarovaekaterina@rambler.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 792.9(540)
DOI 10.31250/2618-8600-2019-4(6)-132-145

 

АННОТАЦИЯ. На территории индийского штата Керала существует три типа кукольного театра: перчаточный театр «пава катхакали», театр марионеток «нулпава кутху» и театр плоских кожаных кукол «толпава кутху». В статье рассматривается традиционный театр «толпава кутху» и различные версии спектаклей, исполняемых артистами. Спектакли, основанные на южноиндийском варианте эпической поэмы «Рамаяна» поэта Камбана, посвящены богине Бхадракали и проходят на специально сконструированных сценах перед храмами, в них рассказывается о жизни царевича Рамы от его рождения до коронации. Плоские театральные куклы изготавливаются из кожи животных и приводятся в движение с помощью бамбуковых или тростниковых палок, в качестве экрана используется плотно натянутая белая ткань, которая освещается масляными светильниками, сделанными из половинок кокосовых орехов. Для представления используются сидящие, стоящие, движущиеся, сражающиеся персонажи, а также детали, изображающие природу, сцены битвы и т. д. Спектакль сопровождается игрой на музыкальных инструментах: барабанах, тарелках, трубах, раковинах. Рассматриваемый в статье кукольный театр имеет непосредственную связь с рели- гиозным ритуалом, поэтому основной версией спектакля «Рамаяны» является традиционная, исполняемая во время фестиваля, посвященного богине. Краткая версия (на английском или хинди) представляет собой развлекательно-познавательный спектакль, знакомящий с индийским эпосом и традицией театра «толпава кутху» на уровне основных сюжетов и персонажей.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толпава ку тху, пулавар, Рамаяна, Керала, кутху мадам, Бхадракали

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбедиль М. Ф., Маретина С. А., Ефименко В. А., Глушкова И. П., Лиманова И. Б., Краснодембская Н. Г. Этикет у народов Южной Азии. СПб.: МАЭ РАН, 1999.
  • Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М.: Наука, 1987.
  • Краснодембская Н. Г. Представления сингалов о слоне (бытовой и символический аспекты) // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии: Сборник статей. СПб: МАЭ РАН, 2009a. С. 101–116.
  • Краснодембская Н. Г. Птица в обыденном и сакральном пространстве в культуре сингалов (Шри Ланк) // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго- Западной и Центральной Азии: Сборник статей. СПб., 2009b. С. 117–142.
  • Павлова М. Б. Проблемы раннесредневекового тамильского бхакти (на материале гимнов шиваитского поэта Тирунянасамбандара). Диссертация …. к. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ИСАА, 2014.
  • Синха Н. М. Натягивая нужные нити // Индия. Перспективы. 2015. Т. 29. Вып. январь-февраль. С. 66–72.
  • Bhanumathi R. A Study on the Status of Traditional Shadow Puppetry and Puppeteers of South India. Doctoral thesis in Philosophy. Gandhigram Rural Institute, Deemed University (Tamil Nadu), 2004. URL: http://shodhganga.inflibnet.ac.in/handle/ 10603/ 43246 (accessed: 10.05.2016).
  • Krishnankutty Pulavar Memorial Tolpava Koothu & Puppet Centre website: http:// tholpavakoothu.in.