Смирнова Е. В. Несколько заметок о традиционных маратхских украшениях

Екатерина Викторовна СМИРНОВА — доцент, Санкт-Петербургский госу- дарственный университет (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: ek_smir@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 391.7(=214.35)
DOI 10.31250/2618-8600-2019-4(6)-172-180

 

АННОТАЦИЯ. История индийских украшений насчитывает около пяти тысяч лет. На своем историческом пути Индия подверглась многочисленным завоеваниям. Однако несмотря на иноземное влияние индийская культура не утратила своей самобытности. Маратхи являются носителями уникальной субкультуры, находящейся на стыке арийского и дравидийского миров. В то время как политическая и социально-экономическая история Махараштры достаточно хорошо изучена, культура маратхов практически не представлена в исследовательских трудах. Между тем материальная культура маратхов имеет свои характерные черты, и особый интерес представляют маратхские украшения. Убранство маратхской женщины — это не просто украшения, а особый язык, говорящий окружающим о ее статусе и событиях, происходящих в жизни. Ювелирные изделия — это семейная казна и обереги. Часть украшений в современной Махараштре известны под персидскими наименованиями, что ведет к ошибочным предположениям об их неиндийском происхождении. Многие маратхские украшения имеют древнюю историю, о чем свидетельствуют фрески Аджанты, скульптурные группы и др. В данном исследовании дается краткий обзор некоторых маратхских украшений. Они подразделены на несколько групп: украшения для головы, украшения для носа, ушные украшения, ожерелья, украшения для предплечья, украшения для рук, кольца, поясные украшения, украшения для ног. В статье даются названия, описания украшений, отмечается их упоминание в исторических источниках и памятниках культуры.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Декан, Махараштра, маратхи, ювелирные украшения, ожерелья, ушные украшения, кольца, ножные украшения, поясные украшения

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Abul-Fazl-i-allami. Ain-i-Akbari. Trans. C. H. S. Jarrett. Vol. III. Calcutta: Royal Asiatic Society of Bengal, 1948. (In English).
  • Bhushan J. B. Indian Jewellery Ornaments and Decorative Designs. Bombay;
  • D. B. Taraporevala Sons and Co. LTD, 1964. (In English).
  • Gode P. K. Studies in Indian Cultural History. Poona: Prof P. K. Gode Collected: Works Publication Committee, vol. 2. 1960. (In English).
  • Griffiths J. Paintings in the Buddhist Cave-temples of Ajanta. Vol. 2. Delhi: Caxton Publications, 1983. (In English).
  • Gupta P. G. Baji Rao II and the East India Company 1796–1818. London: Humphrey Milford Oxford University Press, 1923. (In English).
  • Hendley T. H. Indian Jewellery. London: Extracted from the Journal of Indian Art, 1909. (In English).
  • Joshi S. N. [Sabhasad bakhar]. Poona: The Oriental Book Agency, 1960. 153 p. (In Marathi). Marshall J. Taxila: An Illustrated Account of Archeological Excavations. Vol. 3. London: Cambridge University Press, 1951. (In English).
  • Murthy K. K. Hair Styles In Ancient Indian Art. Delhi: Sundeep Prakashan, 1982. (In English). Patwardhan R. P., Rawlinson H. G. Source Book Of Maratha History. Calcutta: K. P. Bagchi And Company, 1928. (In English).
  • Ramanathan A. A. Amarakosha. Madras: The Adyar Library And Research Centre, 1971. (In Sanskrit and English).
  • Sen S. N. Extracts and Documents Relating to Maratha History. Calcutta: University of Calcutta, 1920. (In English).
  • Sivaramamurti C. Amaravati Sculptures in the Madras Government Museum. Madras: Government Press, 1956. (In English).
  • Warmington E. H. Commerce Between the Roman Empire and India. London: Curzon Press, 1974. (In English).