Альбедиль М. Ф. Мифологема юного бога: дравидский вариант

АЛЬБЕДИЛЬ Маргарита Федоровна — д. и. н., в. н. с. отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 
E-mail: albedil@inbox.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 294.112.14 
DOI 10.31250/2618-8600-2019-4(6)-32-41

 

АННОТАЦИЯ. Юный бог — главный герой обширного круга мифов об умирающих и воскресающих богах, известных в древних земледельческих цивилизациях Старого Света. В их числе — древнеегипетский Осирис, шумерский Думузи, хеттский Телепинус и др. Общепринятой интерпретации этих мифов и персонажей нет. Обычно их трактуют как богов плодородия, а соответствующие мифы — как календарные. Несмотря на разнообразие сюжетных вариантов, можно выделить некоторые основные структурные составляющие этих мифов. Это прежде всего юношеский возраст персонажа, его борьба с демоном, любовная связь с героиней мифа, мотив смерти и воскресения (или исчезновения и возвращения). Южноиндийский (дравидский) вариант юного бога, известный под именем Муруган, обычно не включается в рассмотрение в рамках названной темы. Между тем он представляется небесполезным для анализа сложной и многоуровневой семантики этого персонажа. Образ юного бога глубоко укоренен в дравидский традиции: он известен по меньшей мере со времен протоиндийский цивилизации (III–IIтыс. до н. э.). Его культ отразился в древнетамильской поэзии так называемой эпохи санги, существовавшей в первые три века нашей эры. По своим главным характеристикам Муруган типологически близок названным выше персонажам. Однако они сошли с исторической сцены вместе с породившими их цивилизациями, а его культ со временем приобретал лишь все большую популярность в дравидском (особенно тамильском) ареале, пока Муруган не стал поистине национальным тамильским божеством, маркером этнической идентичности тамилов. Подобная длительная историческая сохранность образа в дравидской традиции открывает возможности для более глубокого изучения мифологемы юного бога.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: юный бог, умирающие и воскресающие боги, календарные мифы, дравидская традиция, тамилы, культ Муругана

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбедиль М. Ф. Регламентация поведения в связи с четырьмя стадиями жизни в инду- изме // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. С. 65–94.
  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1994.
  • Гринцер П. А. Умирающий и воскресающий бог// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Сов.энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 547–548.
  • Дубянский А. М. О некоторых религиозно-мифологических представлениях древних тамилов в связи с культом Муругана// Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985. С. 117–133.
  • Дубянский А. М. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. М.: Наука, 1989.
  • Забияко А. П. Культ умирающих и воскресающих богов// Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. С. 1095–1096.
  • Кнорозов Ю. В. Формальное описание протоиндийских изображений // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов II. ProtoIndica: 1972. М.: Наука, 1972. С. 178–245.
  • Краснодембская Н. Г. От Древнего Рима до древней Ланки: время и свойства «юных» (о символике, мифологии, социально-магическом статусе)// Зографский сборник. Вып. 4. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 249–265.
  • Мелетинский Е. M. Мифы древнего мира в сравнительном освещении// Избранные статьи. Воспоминания. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. С. 192– 258.
  • Смит Дж. Умирающие и воскресающие боги. URL: https://religious.life/2014/10/ dzhonatan-smit-umirayushhie-i-voskresayushhie-bogi-anofriev/ (дата обращения: 21.10.2019).
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986.
  • Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональ- ные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997.
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.
  • Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 2. СПб.: «Алетейя», 1999.
  • Clothey F. W. The Many Faces of Murugan:t he History and Meaning of South Indian God.
  • The Hague — Paris — New-York Mouton Publishers, 1978.
  • Knorozov Y. V. Albedil M. F., Volchok B. I. Proto-Indica: 1979. Report on the Investigation of the Proto-Indian texts. M.: Nauka, 1981.
  • Rajam V. S. Aņańku: Female Sacred Power // Journal of the American Oriental Society. 1986. Vol. 106. № 2. P. 257–272.
  • Shulman D. D. Murugan, the Mango and Ekambaresvara — Siva: Fragments of Tamil Creation Myth? //Indo-Iranian Journal. 1979. № 21. P. 27–40.
  • Shulman D. D.Tamil Temple Myths: Sacrifice and Divine Marriage in the South Indian Saiva Tradition. Princeton: University Press, 1980.
  • Zvelebil K. Valli and Murugan — a Dravidian Myth // Indo-Iranian Journal. 1977. Vol. 19. P. 227–246.
  • Zvelebil K. V. The Nature of Sacred Power in Old Tamil Texts //Acta Orientalia. 1979. Vol. 40. P. 157–192.
  • Zvelebil K. V. The Smile of Muruganon Tamil Literature of South India. Leiden: Brill, 1973.