Васильков Я. В. Герои, цари и чудовища в пещере под горой (Индия, Кавказ, Балканы, Центральная Европа)

ВАСИЛЬКОВ Ярослав Владимирович — д.филол. н., г. н. с., Музей антро- пологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт- Петербург)
E‑mail: yavass011@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Отправной точкой для исследования стало обнаружение в индийской «Махабхарате» и армянском эпосе «Неистовые сасунцы» (иначе: «Давид Сасунский») общего уникального мотива: Колесо судьбы/времени, вращающееся в подземной пещере. Автор склонен объяснять это совпадение параллельным развитием и первичной рационализацией в двух традициях очень древних, архаичных общеиндоевропейских, и не только индоевропейских, мифологических представлений, связанных с пещерой. Эти представления реконструируются на материале мифов, сказаний и легенд о чудовищах, героях или царях, заточенных или спящих в пещере. Во всех такого рода сюжетах время для персонажа, находящегося в пещере, не течет линейно, но представляет собой последовательность циклов, как бы движется по кругу. Авторы многочисленных исследований, посвященных мотиву «король под горой», ранее привлекали фольклорные данные из трех регионов: Кавказа, Балкан, Центральной / Северной Европы; в статье впервые добавляется к этому индийский эпический материал (Парашурама, периодически выходящий из пещеры в горе Махендра; пять Индр, заточенных в пещере под горой; пребывание в пещере побежденного «прежнего Индры» — Бали). Структура сюжетов данного круга продиктована, как показало исследование, связью образа пещеры с мифоритуальным комплексом идей «рождение — смерть — новое рождение (плодородие)». Автор высказывает предположение, что эта связь могла сформироваться еще в самый ранний период истории человеческой культуры (средний и верхний палеолит).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эпос, миф, фольклор, «заточенные в пещере», «король под горой», циклическая концепция времени, пещерное искусство, мировоззрение палеолита

 

УДК 398.22
DOI 10.31250/2618-8600-2019-3(5)-26-41

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1948. Т. 1.
  • Абрамян Л. Прикованный герой: перекрывающиеся ландшафты и мифы // Imagining the Landscape: Views from Armenia and Japan. Ed. by Tadashi Nakamura. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2013. P. 5–25.
  • Арутюнян С. В. Мифы и легенды древней Армении. Ереван: «Аревик», 2007.
  • Атхарваведа (Шаунака). Перевод с ведийского языка, вступ. статья, комментарий и приложения Т. Я. Елизаренковой: в 3-х тт. М.: «Восточная литература», 2005–2010. Т. 1–3.
  • Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фоль- клорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. URL: http:// ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 30.06.2019).
  • Васильков Я. В. О ключевом термине армянского эпоса «Сасунские безумцы» в свя- зи с индо-армянскими эпическими параллелями // Индоевропейское языкознание и клас- сическая филология — XXII. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. СПб.: Наука, 2018. С. 292–298.
  • Васильков Я. В. Армянский эпос о неистовых сасунцах и индийская «Махабхарата»: сходство этнографического субстрата // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Т. 47, № 2. С. 138–145.
  • Гарцкия В. Из абхазских народных преданий и поверий // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 13 (1892), отд. 2. С. 32–43.
  • Джапуа З. Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле (Систематика и интерпретация текстов в сопоставлении с кавказским эпическим творчеством). Сухум: «Алашара», 2003.
  • Житенев В. С. Культ медведя в палеолите Европы: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000.
  • КулишиЋ Ш., ПетровиЋ П. Ж., ПантелиЋ. Н. Српски Митолошки Речник. Београд: «Нолит», 1970.
  • Лопатинский Л. Г. Кабардинские предания, сказания и сказки, записанные по-рус- ски // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 12 (1891), отд. 1. С. 11–144.
  • Лосев А. Ф. Тифон // Мифы народов мира. М.: «Советская энциклопедия», 1992. Т. 2. С. 514–515.
  • Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. Пер. с древнемалоазиатских языков Вяч. Вс. Иванова. М.: «Художественная литература», 1977.
  • Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). Пер. с санскрита, предисл. и комм. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. М.: «Наука», 1987.
  • Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Пер. с санскр. и комм. В. И. Кальянова. СПб.: «Наука», 2006.
  • Миллер В. Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Журнал Министерства народного просвещения. Январь 1883. Ч. CCXXV. С. 100–116.
  • Миллер В. Ф. Фольклор народов Северного Кавказа: Тексты. Исследования. М.: «Наука», 2008.
  • Мифы и сказки бушменов. Сост., пер. с англ., предисловие и примечания Е. С. Котляр. М.: «Наука», 1983. (Серия «Сказки и мифы народов Востока»).
  • Младшая Эдда. Издание подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин- Каменский. М.: «Наука», 1970.
  • Петросян А. Арменоведческие исследования. Ереван: «Антарес», 2014.
  • Плотникова А. А., Седакова И. А. Судженицы// Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. М.: «Международные отношения», 2014. Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). С. 199–203.
  • Светлов В. Семь сыновей вьюги: Ингушское предание. СПб.: Н. Морев, 1903. Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича. М.: «Художественная литература», 1987.
  • Столяр А. Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении cознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства. Сборник статей. М.: «Искусство», 1972. С. 31–75.
  • Чеченский фольклор / Сост. Д. Бардавелидзе, Р. Пареулидзе, гл. ред. Н. Гелашвили. Тбилиси: Кавказский дом, 1996.
  • Чиковани М. Я. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани. М.: «Наука», 1966.
  • Abeghyan M. Armenian Folk Beliefs. Translated from Armenian by Robert Bedrosyan. 2012. URL: https://archive.org/details/ArmenianFolkBeliefs (дата обращения: 22.06.2019).
  • Charachidzé G. Promethée ou le Caucase: Essai de mythologie contrastive. Paris: Flammarion, 1986.
  • Васильков Я. В. Герои, цари и чудовища в пещере под горой... 39
  • Clottes J. Chauvet Cave: The Art of Earliest Times/ Tr. by Paul G. Bahn. Salt Lake City: University of Uta Press, 2003.
  • Colarusso J. Nart Sagas. Ancient Myths and Legends of the Circassians and Abkhazians.
  • Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2002.
  • Dirr A. Kaukasiche Märchen. Jena: Eugen Diederich, 1922.
  • Ellis Davidson H. R. Gods and Myths of Northern Europe. Harmondsworth: Penguin Books, 1964.
  • Graves R. The Greek Myths. Baltimore: Penguin Books, 1955. Vol. 1.
  • Grimm J. Deutsche Mythologie. Göttingen: Dieterich, 1835.
  • Hartland E. S. The Science of Fairy Tales. An Inquiry into Fairy Mythology. London: Walter Scott, 1891.
  • Hunt D. Legends of the Caucasus. London: Saqi Books, 2012.
  • Krappe A. H. Die Sage vom König im Berge // Mitteilungen der Schlesischen Geselschaft für Volkskunde. Breslau: M. & H. Marcus, 1935. Bd. 35. S. 76–102.
  • Magnone P. Uttaṅka’s Quest // Battle, Bards and Brahmins. Ed. by J. Brockington. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2011. P. 101–128.
  • The Mahābhārata, critically edited by V. S. Sukthankar and others. Vols. 1–19. Poona: Bhandarkar Oriental Research Institute, 1933–1966.
  • Olrik A. Ragnarök: Die Sagen vom Weltuntergang. Berlin und Leipzig: Walter de Gruyter, 1922.
  • Spikins P. How Compassion Made Us Human: The Evolutionary Origin of Tenderness, Trust and Morality. Barnsley: Pen and Sword Books Ltd., 2015.