Шкерин В. А., Голикова С. В. «Так он вроде у каждого человека есть»: образ домового в мифологических представлениях жителей уральской деревни

С. В. Голикова - Институт истории и археологии УрО РАН Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8272-4763
E-mail: avokilog@mail.ru

В. А. Шкерин - Институт истории и археологии УрО РАН Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3925-2873
E-mail: shkerin_uit@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

АННОТАЦИЯ. На основе полевых материалов 2010-х гг. рассматриваются традици- онные представления сельских жителей Южного Урала о домовом — его облике, функциях, качествах и способностях, о практиках выстраивания взаимоотношений с ним. Исследование проводилось в русской деревне Бедярыш, расположенной в юго-западной (горнозаводской части) Челябинской области. Представления о домовом в этой локальной традиции в целом типичны для славянской мифологии. Образ его синкретичен и вызывает у носителей традиции противоречивые чувства. Домовой — дух-покровитель, он обе- регает крестьянскую усадьбу и населяющих ее людей и животных от несчастий, однако встречи с ним опасны и потому нежелательны. Взрослым людям (в отличие от детей) опасно слышать домового, еще опаснее видеть, зато с ним возможен тактильный контакт. В потустороннем мире, к которому принадлежит домовой, время течет по иным законам, для домового открыты и прошлое, и будущее, однако не все подаваемые им знаки следует трактовать как предвестия: домовой способен просто пошутить. Он всегда присутствует в доме (а его отсутствие грозит бедой) как предок-покровитель или даже как основоположник рода. При переселении на новое место жительства домового следует позвать с собой, впрочем, он может достаться новым домовладельцам и вместе с домом. Домовой способен быть видимым и невидимым, он — оборотень, может являться в антропо- или зооморфной ипостаси, но некоторые аномалии в облике или поведении обязательно выдают его.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8) - 170-183
УДК 3 98(470.5)

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: домовой, мифологическая традиция, духи-хозяева, углежоги, горнозаводской Урал

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.
  • Байдуж М. И., Лискевич Н. А., Машарипова А. Х. Традиционные представления о домовом у коми юга Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 3 (22). С. 148–155.
  • Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000.
  • Голикова С. В. Народная религиозность русского населения Урала XVIII—начала XX веков. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011.
  • Голубкова О. В. Душа и природа: Этнокультурные традиции славян и финно-угров.
  • Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009.
  • Голубкова О. В. Образ дома и его мифических обитателей в традиционном мировоззрении коми-ижемцев // Баландинские чтения. 2015. Т. 10. № 2. С. 20–27.
  • Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: ТЕРРА, Книжная лавка — РТР, 1997.
  • Железнов И. И. Сказания уральских казаков. Оренбург: Оренбургская книга, 2006.
  • Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.
  • Игнатьев Р. Народные приметы и поверья в Уфимской губернии // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа: Печатня Н. К. Блохина, 1883. Отд. II. С. LIII–LVIII.
  • Катавский феномен: Научно-популярное издание. Автор текста С. В. Устьянцев. Екатеринбург, 2007.
  • Криничная Н. А. Русская мифология. Мир образов фольклора. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004.
  • Левкиевская Е. Е. Голос и звук в славянской апотропеической магии // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М.: Индрик, 1999. С. 51–72.
  • Левкиевская Е. Е. Домовой // Славянские древности. Этнолингвистический словарь.
  • Т. 2: Д–К. М.: Международные отношения, 1999. С. 120–124.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Полисет, 1994.
  • Металлургические заводы Урала XVII–XX вв. Екатеринбург: Академия, 2001.
  • Мукомолов А. Ф. На южноуральских заводах. Кн. VI. М.: Территория, 2007.
  • Невский И. Село Слоновка Оренбургского уезда // Оренбургские епархиальные ведомости. 1898. № 19. С. 738–747.
  • Панченко А. А. Инквизиторы как антропологи, антропологи как инквизиторы // Живая старина. 2001. № 1. С. 7–9.
  • Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.
  • Сугоняк В. В. Домовой в восточнославянской мифологии (по материалам Целинного района Алтайского края) // Сибирская археология и этнография: вклад молодых исследователей: мат-лы LVI Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2016. С. 276–277.
  • Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—начала ХХ в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
  • Тростина М. А. Былички о домовом как источник информации о семейных отношениях и быте русских и мордвы (на фольклорном материале, собранном в Республике Мордовия) // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе: сб. мат-лов
  • XII Региональной науч.-практ. конф. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 274–280.
  • Чайко Е. А. Будни советского человека в контексте российской истории 1930–1950-х годов: локальный мир Южноуральского горнозаводского района // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 35. С. 115–125.