Победоносцева Кая А. О., Кирпиченок А. И. «Ана Курди»: евреи Курдистана

А. О. Победоносцева Кая  - Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6556-3950
E-mail: apobedonostseva@gmail.com, a.pobedonostseva@spbu.ru

А. И. Кирпичёнок - Библиотека им. В. В. Маяковского Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2846-4555
E-mail: kirpichenok@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Сведения о существовании еврейских общин на территории этнического Курдистана появлялись еще в Средние века. Общины были вовлечены в социально-экономическое взаимодействие с соседними народами региона вплоть до своей эмиграции в середине XX в. Разделение Курдистана и региональное деление Ирака, Ирана, Турции и Сирии отражали не только различия между еврейскими общинами, но и отличие общин курдистанских евреев (лахлухов) от своих единоверцев в иных регионах упомянутых стран. Одним из наиболее ярких проявлений самобытности курдистанских евреев стал праздник Сехаране, возникший под влиянием курдской культуры и при этом в рамках еврейских памятных дат. Разделение Курдистана по-разному повлияло на судьбу евреев в XX в. Это ярче всего демонстрирует пример евреев Иракского Курдистана, которые, будучи самой многочисленной и организованной религиозной общиной, стали объектом израильской миграционной программы. В Израиле они продолжают жить несколько обособленной общиной, не теряя связи с корнями, помня и сохраняя свою культурную идентичность. Исследованиями по данной теме и сохранением культурного и материального наследия занимаются Общество курдистанских евреев, Музей диаспоры в Тель-Авиве и другие организации. Предлагаемая работа ставит своей задачей обобщить и ввести в научный оборот актуальные данные исследований по курдистанским евреям.

 

DOI 10. 31250/2618-8600-2020-2(8)-42-65
УДК 9 4:323. 15(=41 1 . 16) (55/56)

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: евреи, Курдистан, лахлухи, Израиль, Турция, Иран, Ирак, Сирия, Сехаране

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962.
  • Богословская И. В. Костюм курдов Ирана и Ирака // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. (Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Т. LII). СПб.: Наука, 2006. С. 52–68.
  • Евреи Западной Персии (ивр. היהודים בפרס המערבית ) // Гакармель. 1862. 30 нояб. № 18. С. 139; 21 дек. № 21. С. 164.
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. / Пер. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Т. 1. 717 с.; Т. 2. 420 с. Переизд.: с пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло. Минск, 1994. Книга 20.
  • Кавказские евреи // Гакармель. 1862. 13 июля. Приложение к №2; 20 июля. № 3.
  • Кирпичёнок А. И., Победоносцева Кая А. О. Эрих Брауэр: отец израильской ориенталистики // Евреи в мировой истории, культуре и политике: Материалы
  • международной научной конференции. Серия “Труды по иудаике. Серия ”История и этнография” / отв. ред. В. Г. Вовина, М. О. Мельцин. СПб., 2020. URL: http://www.pijs. ru/f/sbornik_pii-2020-end.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
  • Ковалева Д. Палестина XVI века глазами еврейского паломника из Йемена (пример исследования литературного памятника как исторического источника) // ТИРОШ. Труды по иудаике. Вып. 9. М., 2009. URL: https://sefer.ru/upload/tirosh%20vol.%209.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
  • Крупник И. И., Куповецкий М. С. Лахлухи — курдистанские евреи в Закавказье // Советская этнография. 1988. № 2. С. 102–111.
  • Лопатинский Л. Еврейско-арамейские тексты. Заметка к ним // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1894. Вып. XX. Отдел второй. С. 1–32.
  • Никитин В. Курды / Пер. с франц. И. О. Фаризов. М.: Прогресс, 1964.
  • Три еврейских путешественника XI и XII ст.: Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский и р. Петахий Регенсбургский: (Евр. текст с рус. пер.) / Пер., примеч. и карты П. Марголина. СПб.: тип. Цедербаума и Гольденблюма, 1881.
  • Три еврейских путешественника. М.; Иерусалим: Гешарим / Мосты культуры, 2004.
  • Abuhav О. Ha-etnograf she-nishkah: Erik Brauer ve-heker jehudei mizrah // Paamim. 2019. № 158. P. 14. (ивр. אורית אבוהב. האתנוגרף שנשכח: אריך בראואר וחקר יהודי המזרח ). URL: https://www.ybz.org.il/?CategoryID=282&ArticleID=7758#.XeFDNegzY2w (дата обращения: 15.04.2020).
  • Bali R. N. Diyarbakır Müze Şehir (Haz. Dr. Ş.Beysanoğlu, E.N.İşli, M.S.Koz). İstanbul: Yapı Kredi Yayınları, 1999.
  • Bar N. Mitgageim i-meshomrim: Be-Kurdistan Iraki ziinu 70 shana le-girush ha-jehudim (ивр. מתגעגעים ומשמרים: בכורדיסטן העיראקית ציינו 70 שנה לגירוש היהודים ) // Maariv. 01.12.2015. URL: https://www.maariv.co.il/news/world/Article-516002 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Bashkin O. New Babylonians. A History of Jews in Modern Iraq. Stanford, California: Stanford University Press. 2012.
  • Birnboim Y. Zikron yhudi mahuk (ивр. זיכרון יהודי מחוק ) // Shabat. 26.02.2016 URL: https://musaf-shabbat.com/2016/02/28/ זיכרון-יהודי-מחוק-אליהו-בירנבוים /#more-22051 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Brauer E. The Jews of Kurdistan / Compl. and ed. by Raphael Patai. Jewish Folklore and Anthropology Series. Detroit: Wayne State University Press, 1993.
  • Brauer E. Yehudei Kurdistan. Mehkar Etnologi. Ierushalaim, 1947. (, א' בראואר, יהודי כורדיסטאן .(מחקר אתנולוגי, ירושלים, תש"ח
  • Brauer E., Patai R. Kürdistanlı Yahudiler. İstanbul: Avesta, 2005.
  • Edelman M. Journeys in Assyria and Babylon. Hatzfira: year 16, 1888.
  • Gabish H. Ha-tmurot she-hitholelu be-kehilat yhudei Zako (Kurdistan Irakit): be-ikvot ha-zikaxa-datit le-erez-Ishrael, hashifata le-peilut ha-zionitve-ha-alia le-erez mi-shelhei ha-tkufa ha-otmanitve-ad 1951, be-eksher folkleri-histori. Haifa, 1999. ( חיה גביש , התמורות שהתחוללו בקהילת יהודי זאכו )כורדיסטן העיראקית( : בעקבות הזיקה הדתית לארץ-ישראל, חשיפתה לפעילות הציונית (והעלייה לארץ משלהי התקופה העות'מאנית ועד 1951 , בהקשר פולקלורי-היסטורי , חיפה , 1999
  • Chyet M. L. Neo-Aramaic and Kurdish: An Interdisciplinary consideration of their influence on each other. Israel Oriental Studies XV, Language and Culture in the Near East. E.J.BRILL. Leiden; New York; Köln, 1995. P. 219–252.
  • Gunter M. M. Historical dictionary of the Kurds. Lanham, Maryland, and Oxford: The Scarecrow Press, Inc., 2004. 275 p.
  • Ha-Irgun ha-arzishel yehudei Kurdistani (ивр. הארגון הארצי של יהודי כורדיסטן ). URL: http://www.kurdishjewry.org.il (дата обращения: 15.04.2020).
  • Halper J., Abramovitch H. The Saharanei as a mediator of Kurdish-Jewish ethnicity // Proceedings of the World Congress of Jewish Studies Vol. Division D: The Hebrew languages and languages of the Jews, Jewish folklore and art. World Union of Jewish Studies, 1981. P. 79–84. URL: https://www.jstor.org/stable/23528731 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Haig G., Khan G. The Languages and Linguistics of Western Asia: An Areal Perspective. De Gruyter, 2018.
  • Kurdim zohrim et jhudi Irak (ивр. הכורדים זוכרים את יהודי עיראק ) // Israel ha-Yom. 01.12.2015. URL: https://www.israelhayom.co.il/article/335043 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Makus S. Yehudei Kurdistan (ивр. מחניים צ"ג-צ"ד, תשכ"ד ) // Dat, Limudeiyahadutve-ruah 2010. URL: http://www.daat.ac.il/daat/history/nidhey/markus.htm (дата обращения: 30.01.2020).
  • Maoz Y. Al tikra li kurdi. (ивр. אל תקרא לי כורדי ) // Jokopost.com. 2019. URL: https://www.jokopost.com/thoughts/21374 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Meir-Glitzenste E. Zionism in an Arab Country: Jews in Iraq in the 1940s. London; New-York, 2005.
  • Pudminski K. Yozma Yerushalmit le-arahmishal ha-am: mishrad le-yahasei Kurdistan-Ishrael (ивр. יוזמה ירושלמית לאחר משאל העם: משרד ליחסי כורידסטן־ישראל ) // My net Irushalaim: 18.10.2017. URL: http://mynetjerusalem.co.il/%D7%A0%D7%93%D7%9C-%D7%9F/205694 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Rich C. J. Narrative of a Residence in Koordistan: and on the site of ancient Nineveh; with journal of a voyage down the Tigris to Bagdad and an account of a visit to Shirauz and Persepolis. Vol. I. London, 1836.
  • Sabar Y. Multilingual Proverbs in the Neo-Aramaic Speech of the Jews of Zakho, Iraqi Kurdistan // International Journal of Middle East Studies. 1978. Apr. Vol. 9. № 2. Р. 215–235. URL: https://www.jstor.org/stable/162373 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Sabar Y. Ha-Izirot ha-sifrutiot shel yehudei Kurdistan le-thumeia (ивр. היצירות הספרותיות של יהודי כורדיסתאן לתחומיה ) // Paamim. Rivon le-heker kehilot Ishrael ba-mizrah, 1982. p. 57–70. URL: https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_13.3(1).pdf (дата обращения: 15.04.2020).
  • Shohat E. Sephardim in Israel: Zionism from the Standpoint of Its Jewish Victims // Social Text. Autumn, 1988. № 19/20. Р. 1–35. URL: http://www.jstor.org/stable/466176 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Simon R. S., Laskier M. M., Reguer S. The Jews of the Middle East and North Africa in Modern Times. Columbia University Press, 2003.
  • Soane E. B. To Mesopotamia and Kurdistan in disguise, with historical notices of the Kurdish tribes and the Chaldeans of Kurdistan. Boston, 1914.
  • The Core Exhibition, 2009 // Музей еврейской диаспоры (Бейт-ха-Тфуцот) им. Нахума Гольдмана, Тель-Авивский университет. URL: https://www.bh.org.il/event/core-exhibition-1978-2017-closed (дата обращения: 15.04.2020).
  • Tishre H. Hag sameah ve-azuv ( חג שמח ועצוב ) // Davar. 16.10.2019. URL: https://www.davar1.co.il/197580 (дата обращения: 15.04.2020).
  • Wolf Sh. Mahzot ha-haim. Wiena, 1884. (ивр. (זאב וולף בן טוביה שור ,מחזות החיים , וינה , תרמ ’’ד
  • Yonah M. Ha-abudim ba-erez Ashur. Yhudei Kurdistan mishpuhot Zako. Yrushalaim, 1989.
  • .(מרדכי יונה, האובדים בארץ אשור יהודי כורדיסטאן משפחות זאכו, ירושלים)
  • Zaken M. Jewish Subjects and Their Tribal Chieftains in Kurdistan. A Study in Survival. 
  • Brill. Leiden; Boston: Brill, 2007.