Крюкова В. Ю. Люди и животные в авестийском видевдате: социальная градация и ее ритуальное оформление

В. Ю. Крюкова - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9781-9105
E-mail: zorovictoria@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются засвидетельствованные в авестийском Видевдате иерархические перечни групп людей и ритуально значимых животных. В соответствии с зороастрийскими представлениями эти перечни обусловлены не только установленными нормами социальной градации, но следуют также представлению о количественном измерении «святости» человека или животного и, соответственно, степени подверженности осквернению. В наиболее общей картине зороастрийского мира, представленной в Авесте, человек не отделен от других живых существ, и в Авесте имеются обобщения, которые лежат вне иерархических идей. Так, в некоторых контекстах человек и животное различаются только количеством ног (Видевдат 15). В отдельных случаях списки социальной иерархии людей имеют соответствия среди хозяйственных животных, например, когда речь идет о натуральной стоимости лечения или ритуального очищения (Видевдат 7. 41–43; 9. 37–38). Видевдат 13 выделяет несколько разновидностей собак, наказание за причинение ущерба которым — согласно иерархическому ряду — соответствует степени их «святости». В том же фрагарде качества собаки сопоставляются с особенностями различных социальных групп людей (Видевдат 13. 44–48). Еще одним примером иерархического перечня служит количественное описание осквернения, поражающего членов общины в случае смерти одного из них; оно указывает на связь степени «святости» с местом в социальной иерархии (Видевдат 5. 27–37). В этом тексте список животных (собак) продолжает список людей, что говорит о неразделимости двух групп. Особый интерес представляют несоответствия в различных списках, позволяющие про- следить развитие жреческой мысли.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8)-117-128
УДК [ 81 ’373.222+81 ’373.23]: 2 95.48

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Авеста, Видевдат, зороастризм, социальные группы, животные, иерархия

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995.
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы.
  • Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: в 2 частях. Ч. 2. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984.
  • Дандекар Р. Н. От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. М.: Восточная литература, 2002.
  • Зороастрийские тексты / Изд. подготов. О. М. Чунаковой. М.: Восточная литература, 1997.
  • Крюкова В. Ю. Градации осквернений и системы искупительных жертв как отражение
  • социальной дифференциации в авестийском Видевдате // Реальные и знаковые формы
  • социальной дифференциации в архаике: Миф и формы его отражения в ритуальной практике. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 55–63.
  • Benveniste E. La préhistoire indo-iranienne des castes // Journal Аsiatique. 1930. P. 109–130.
  • Boyce M. Avestan People // Encyclopaedia Iranica (online). 1987. URL: www.iranicaonline.
  • org/articles/avestan-people (дата обращения: 02.04.2020).
  • Cantera A. Medical Fees and Compositional Principles in the Avestan Vīdēvdād // Nāme-ye Irān-e Bāstān. 2004. № 4/1. P. 1–17.
  • Malandra W. W. Visperad // Encyclopaedia Iranica (online). 2000–2013. URL: www.iranicaonline. org/articles/visperad (дата обращения: 02.04.2020).
  • Rezania K. On the Old Iranian Social Space and Its Relation to The Time Ordering System // Studies on the Iranian World I. Before Islam. Kraków: Jagiellonian University Press, 2015. P. 177–190.
  • Rezania K. Raumkonzeptionen im früheren Zoroastrismus. Kosmische, kulturische und soziale Räume. (Iranica. Neue Folge. Bd. 14). Harrassowitz: Wiesbaden, 2017.