Котин И. Ю. Два полугодия и два Новых Года в индийском календаре

И. Ю. Котин - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5751-7703
E-mail: igorkotin@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Любой приезжающий в Индию отмечает огромное число священных дней, но малое значение праздника, который считается собственно датой начала нового года. Речь идет о традиционном индийском календаре (точнее — унифицированном национальном календаре и региональных календарях, во многом схожих с ним и друг с другом), по которому живут около миллиарда индийцев. Оказывается, праздни- ков, которые можно было бы считать Новым годом, в этом календаре несколько. И связано это как со спецификой индийского календаря (календарей), так и с особенностью хозяй- ственных циклов — полугодий. В статье рассматриваются прежде всего североиндийские праздники, но в отдельных случаях привлекается материал и по другим регионам Индии. Анализируются система счета времени, лунные и солнечные месяцы, солнечные и лунные сутки, представление о знаках Зодиака, система календарных праздников Индии, их связь с сельскохозяйственными сезонами, привязка к датам лунно-солнечного календаря, роль праздников, которые считают новогодними разные группы населения Индии. Анализ календарных праздников Индии показывает, что важные сельскохозяйственные праздники Дивали и Холи оказываются в центре полугодий, выступая общенародными новогодними торжествами и превосходя по значимости некогда вычисленные как дни зимнего солнце- стояния Макара-санкранти и весеннего равноденствия Вайсакхи (Байшакхи). При этом на Байшакхи переносится оттенок сельскохозяйственного праздника, в частности в этот период начинается продажа зерна зимнего урожая, а на юге Индии Макара-санкранти оказывается временем созревания третьего урожая и тоже получает статус сельскохозяйственного праздника.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8) - 129-151
УДК 3 9(540)

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индия, календарь, праздники, Новый год, осенне-зимний и весенне-летний сельскохозяйственные циклы, Дивали, Холи, Макара-санкранти, Байшакхи

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М.., 1993. С. 70–101.
  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.
  • Альбедиль М. Ф. Праздники в Южной Индии // Индийские праздники: общее и
  • локальное в календарной обрядности / Под ред. И. Ю. Котина, С. А. Маретиной. СПб., 2005. С. 113–143.
  • Альбедиль М. Ф. Структура протоиндийского календаря // Радловский сборник.
  • Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб., 2009. С. 41–43.
  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. 2006. № 17 С. 77–114.
  • Гусева Н. Р. Праздники в индуизме (на примере некоторых областей Северо-Западной Индии) // Индуизм. Традиции и современность. М., 1985. С. 90–112.
  • Гусева Н. Р. Раджастханцы: народ и проблемы. М., 1989.
  • Емельянов В. В. Календарь и хронопсихология (о семантической оппозиции весны и осени в месопотамских текстах) // Антропологический форум. 2014. № 22. С. 143–163.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985.
  • Котин И. Ю., Успенская Е. Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
  • Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности / Под ред. И. Ю. Котина, С. А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Котин И. Ю. Твари в индийском календаре // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. СПб., 2012. С. 28–40.
  • Краснодембская Н. Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
  • Краснодембская Н. Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности / Под ред. И. Ю. Котина, С. А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
  • Рыжакова С. И. Солнечная символика обрядовой пищи на празднике Макара санкранти // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / Отв. ред. И. Т. Прокофьева, Е. Ю. Карачкова. М., 2018. С. 323–330.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
  • Bhagavat O. P. The Brightest of All Festivals // National Herald. 1989. 29 Oct.
  • Diwali Celebrated with Gay Abandon. Gambling and Card-Playing in Full Swing // Times of India. 1979. 27 Oct.
  • Diwali: Myths and Realities // Sunday Herald. 1988. 6 Nov.
  • Festival of Lights and Cheers // National Herald. 1989. 29 Oct.
  • Frawly D. (Pandit Vamadeva Shastri). Vedic Origins of the Zodiac Sings. // Sanskriti.
  • Discover India. Our Culture… Our Way of Life. 2015, April 1. URL: www.sanskritimagazine. com/vedic_science/vedic-origins-of-the-zodiac-signs/ (дата обращения: 01.05.2019)
  • Freed S., Freed R. Hindu Festivals in a North Indian Village // Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. 1998. № 81.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi, 2002.
  • Pingree D. The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy // Journal for the History of Astronomy (SAGE). Vol. 4 (1). 1973. P. 1–12.
  • Pingree D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. Otto Harrassowitz, 1981.
  • Ketkar V. B. Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102
  • B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars. Bombay, 1923.
  • Kochhar R. Pre-Telescopic Astronomy in India // History of Indian Science Technology and Culture AD 1000–1800. Vol. III. Part 1: History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen / Gen. Ed. D. P. Chattopodhyaya. New Delhi, 2007. P. 171–197.
  • Rahman A., ed. History of Indian Science Techology and Culture AD 1000-1800. Vol. III. Part 1: History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization / Gen. Ed.
  • D. P. Chattopodhyaya. New Delhi, 2007.
  • Underhill M. M. The Hindu ReligiousYear. Calcutta, 1921.