Керем И. Косвенное представление сефардов и мизрахов в дискурсе Холокоста: мультикультурное разнообразие, потерянное в условиях гегемонии ашкеназов

Ю. Керем - Еврейский университет в Иерусалиме Иерусалим, Израиль ORCID: 0000-0002-6328-5643
E-mail: ykeremster@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2020

 

АННОТАЦИЯ. С 1980-х гг. исследователями, занимавшимися историей сефардского и мизрахского (восточного) еврейства во время Холокоста на Балканах, в Северной Африке и Ираке, было опубликовано много работ о вовлеченности евреев-неашкеназов в различные процессы уничтожения, сопротивления и укрывания. В силу недостаточной осведомленности, близости к израильским музеям Холокоста и существования больших групп выживших за пределами Израиля очень мало исследований и интервью было проведено для изучения сефардских и мизрахских еврейских общин во Второй мировой войне и включенности евреев Балкан, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока в Холокост. В этом отношении история Холокоста в Марокко и Ираке была в сущности известна за пределами Израиля. На протяжении многих десятилетий после Холокоста гегемония ашкеназов предполагала акцент на героизм и сопротивление в своем нарративе, а когда и сефардские исследования обратились к еврейскому партизанскому движению на Балканах, а также сопротивлению в Освенциме и других трудовых и концентрационных лагерях, они были проигнорированы общей историографией и музейной коммеморацией. В последние два десятилетия официальные структуры Холокоста включали сефардские общины и неашкеназские группы в Азии и Африке в свой нарратив в лучшем случае фор- мально. В бывшей Югославии лагерь смерти Ясеновац свел изображение своих еврейских жертв к минимуму в защиту хорватской националистической политики замалчивания; в Сербии коммеморация Холокоста не вышла за пределы соцреализма, мимоходом упоминающего уничтожение евреев; в новом музее в Скопье большая часть экспонатов, связанных с сефардами и Холокостом, подверглась цензуре со стороны правительства; Болгария же продолжает отрицать свою роль в уничтожении евреев в Македонии и Фракии. В последние годы второе поколение стало инициатором местных Маршей Живых в Салониках и Северной Македонии, в то время как памятники Холокосту продолжают осквернять по всей Греции. В Израиле предвзятые суды не признали статус марокканских и иракских евреев как выживших в Холокосте в делах по коллективным искам, несмотря на архивные свидетельства и признание Клеймс Конференс марокканского еврейства при режиме Виши.

 

DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8)-66-79 
УДК 9 4(=41 1 . 16)

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сефарды, Холокост, Освенцим, мизрахи, Салоники, Марокко, Фархуд, Варшава

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Aderet O. Survivors of the Farhud In which 179 of Baghdadi Jewry Were Murdered Demand
  • Reparations Like Libyan and Tunisian Jewry Who Were Persecuted by the Nazis, by the Claim that the Pogrom Happened Due to Nazi Incitement. After They Were Rejected by the District Court, They Are Turning to the High Court. Haaretz. 12 December 2018. Available at: https://www.haaretz.co.il/news/education/.premium-MAGAZINE-1.6116209 (accessed: 16.09.2010). (In English).
  • Arditi B. Yehudei Bulgariya bishnot hamishtar hanatzi, 1940–1944 [The Jews of Bulgaria during the Nazi Regime, 1940–1944]. Holon, 1962. (In Hebrew).
  • Azses H., Kerem Y. et al. The Shoa in the Sephardic Communities, Dreams, Dilemas & Decisions of Sephardic Leaders. Jerusalem, 2006. (In English).
  • Barazani Nava T. Childhood in the Holocaust in the Libyan Jewish community: Past and present embodied in a picture of memory. Unpublished Master’s Degree Thesis, Hebrew University of Jerusalem, Faculty of Social Sciences, Culture Studies Program, 2014. (In English).
  • Ben Y. Greek Jewry in the Holocaust and the Resistance 1941–1944. Tel Aviv, 1985. (In English).
  • Bilu Y., Levy A. Jewish Muslim Relations in Oulad Mansour. Mendelsohn E. (ed.). Studies in Contemporary Jewry. The Hebrew University. Vol. 15: People of the City: Jews and the Urban Challenge. Oxford, 2000. (In English).
  • Boum A., Stein S. A. The Holocaust and North Africa. Stanford, CA, 2018. (In English).
  • Bowman S. Jewish Resistance in Wartime Greece. London, 2006. (In English).
  • Bowman S. Jews in Wartime Greece. Jewish Social Studies, 1986, vol. 48, no. 1, pp. 45–62. (In English).
  • Bowman S. The Agony of Greek Jews, 1940–1945. Stanford, 2009. (In English).
  • Chary F. B. The Bulgaria Jews and the Final Solution, 1940–1944. Pittsburgh, PA, 1972. (In English).
  • Chetrit J. Les Juifs de Mogador (Essaouira) pendant la Seconde Guerrre mondiale: la terreur de Vichy et sa gestion Communautaire. Michman D., Saadoun H. (eds.). Les Juifs d’Afrique du Nord face à l’Allemagne Nazie. Paris, 2018, pp. 149–175. (In English).
  • Chetrit Y. The Commissioner, The Sultan and Moroccan Jews in World War 2: Exclusion, Riots and Dhimma’ unpublished conference lecture at the academic conference “The Creation and What Remains: 40 Years of Research on the Jews of the East, the Sephardim, and North African Jewry (1978–2018). University of Haifa, December 25, 2018.
  • Elias A. Why North African Jews Are Missing From the Holocaust Narrative. Haaretz. 24 December 2017. (In English).
  • Ewing J., Cowell A. Demanjuk Convicted for Role in Nazi Death Camp. New York Times. 12 May 2011. (In English).
  • Gaon S., Mitchell Serels M. (eds.). Del Fuego, Sephardim and the Holocaust. New York, 1995. (In English).
  • Goldstein I., Goldstein S. The Holocaust in Croatia. Pittsburg, PA, 2016. (In English).
  • Greif G. We Wept Without Tears: Testimonies of the Jewish Sonderkommando from Auschwitz.
  • New Haven, CT, 2014. (In English).
  • Greif G. Yaakov Jackito Maestro — The Good Angel from Auschwitz. Copenhagen (in press). (In English).
  • Grief G. “The Good Angel from Auschwitz” — The Wonderful Story of “Jakito” Maestro, Rescuer of Jews in Auschwiz. Jerusalem, 2014. (In English).
  • Hajjaj-Liluf Y. [The History of the Jews in Libya]. Or Yehuda, 2000. (In Hebrew).
  • Kerem Y. Forgotten Heroes: Greek Jewry in the Holocaust. Mor M. (ed.). Crisis & Reaction: The Hero in Jewish History. Proceedings of the Sixth Annual Symposium of the Philip M. and Ethel Klutznick Chair in Jewish Civilization held on Sunday-Monday, October 10–11, 1993.
  • Center for the Study of Religion and Society. Omaha, Nebraska, 1995, pp. 229–238. (In English).
  • Kerem Y. Forgotten Heroes: Greek Jewry in the Holocaust. Mor M. (ed.) Crisis & Reaction: The Hero in Jewish History. Proceedings of the Sixth Annual Symposium of the Philip M. and Ethel Klutznick Chair in Jewish Civilization held on Sunday-Monday, 1993, October 10–11, Center for the Study of Religion and Society. Omaha, Nebraska, 1995, pp. 229–238. (In English).
  • Kerem Y. La destruction des communautes sepharades des Balkans les Nazis. Trigano S. (ed.).
  • Le Monde Sepharade 1: Histoire. Paris, 2006, pp. 907–954. (In English).
  • Kerem Y. Maestro, Jako. Shoa, Enciclopedia Del Holocausto. Jerusalem, 2000, p. 339. (In English).
  • Kerem Y. Moroccan Jewry under the pro-German Vichy Regime in the Holocaust: Some Lesser Known Aspects of War Crimes. Uncommon Commonalities: Jews and Muslims of Morocco / Center for Jewish History. New York, 2019, pp. (In English).
  • Kerem Y. New Finds on Greek Jewish Heroism in the Holocaust. Sephardic Horizons, 2012, 2:2. Available at: www.sephardichorizons.org. (accessed: 16.09.2010).
  • Kerem Y. New Finds on Greek Jews in the Sobibor and Treblinka Death Camps
  • in the Holocaust. Hassiotis I. K. (ed.). The Jewish Communities of Southeastern Europe from the Fifteenth Century to the End of World War II, no. 259. Thessalonik, 1997, pp. 249–262. (In English).
  • Kerem Y. Razon, Jacko. New Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 2008. (In English).
  • Kerem Y. Sephardic and Oriental Oral Testimonies: Their Importance For Holocaust Commemoration and Memory. Richard K. Roth, Elisabeth Maxwell (eds.). Remembering for the Future, The Holocaust in an Age of Genocide. Hampshire, UK, 2001, vol. 3, pp. 142–149. (In English).
  • Kerem Y. The Role of Greek Jews in the Sonderkommando Revolt in Birkenau. Berenbaum
  • M., Libowitz R., Littell M. S. (eds.). Remembering for the Future: Armenia, Auschwitz, and
  • Beyond. St. Paul, MN, 2016, pp. 121–137. (In English).
  • Kermish Y. The Destruction of the Warsaw Ghetto and its Demolition. Yediot Beit Lochmai
  • Hagetaot, 1954, no. 5–6, pp. 17–21. (In English).
  • Koljanin M. German Camp at the Belgrade Fair 1941–1944. Belgrade, 1992. (In English).
  • Koljanin M. Represija Kao Sistem — Logori, U Okupiranoj Srbiji 1941–1945, Repression as a System — Logors in occupied Serbia 1941–1945. http://www.komunikacija.org.rs/komunikacija/
  • casopisi/Hereticus/V_1/09/show_download?stdlang=ser_latMilan (accessed: 16.09.2010). (In English).
  • Koljanin M. Sources historiques concernant la Shoah en Serbie. Les Archives de la Shoah. 1998. (In English, French).
  • Kossoy E. The Gesiówka Story: A Little Known Page of Jewish Fighting History. Yad Vashem Studies, 2004, vol. 32, pp. 323–350. (In English).
  • Kozlovsky Golan Y. Site of Amnesia: The Absence of North African Jewry in Visual Depictions of the Experience of World War 2. Journal of Jewish Film and New Media, 2014, no. 2 (2), pp. 153–180. (In English).
  • Lebl J. (ed.) Jevreji iz Jugoslavije Ratni Vojni Zarobljenici u Nema.koj [A Memoria of Yugoslavian Jewish Prisoners of War]. Tel-Aviv, 1995. (In Hebrew).
  • Lebl J. Do “Kona.nog Rešenja” Jevreji u Beogradu 1521–1942 [Until the “Final Solution”: Jews in Belgrade 1521–1942]. Belgrade, Yugoslavia, 2001. (In Hebrew).
  • Lebl J. Do “Kona.nog Rešenja”: Jevreji u Srbiji [Until the “Final Solution”: Jews in Serbia]
  • Belgrade, 2002. (In Hebrew).
  • Lebl J. Hadž Amin i Berlin [Hajj-Amin and Berlin]. Belgrade, 2003. (In Hebrew).
  • Lebl J. Plima i Slom: Iz Istorije Jevreja Vardarske Makedonije [High Tide and Crash: From the History of Vardar Macedonia]. Gornji Milanovac, Yugoslavia, 1990. (In Hebrew).
  • Lebl J. Until “the Final Solution”: The Jews in Belgrade 1521–1942. Bergenfeld, NJ, 2007. (In English).
  • Loker Z. (ed.) Pinkas Hakehillot Yugoslavia. Jerusalem, 1988. (In English).
  • Marrus M. R., Paxton Robert O. Vichy France and the Jews. New York, 1981. (In English).
  • Molho M., Nehama J. The Destruction of Greek Jewry, 1941–1944. Jerusalem, 1965. (In English).
  • Moreh S., Zvi Y. (eds.) Al-Farhud the 1941 Pogrom in Iraq. Jerusalem, 2010. (In English).
  • Mosek M. Bulgarian Jewry, As a Crime Between Them and Death. Available at: https://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%206589.pdf (accessed: 16.09.2010). (In English).
  • Raphael S. Jacko Razon. Binitivei Shaol: Yehudei Yavan Beshoa — Pirkei Aidout. Tel Aviv, 1988, pp. 454–458. (In English).
  • Refael S. (ed.) Benitivei She’ol [The Roads to Hell, Greek Jews in the Holocaust]. Tel Aviv, 1988). (In Hebrew).
  • Refael S. Un grito en el silencio; La poesia judeoespanola sobre el Holocausto en lengua sefardi; Estudio y Antologia. Barcelona, 2008. (In Spanish).
  • Rivlin B., Kerem Y., Bornstein-Matkovetski L. Pinkas Hakehillot Yavan. Jerusalem, 1999. (In English).
  • Saadoun H. Jewish Leaders in North Africa during and After Operation Torch. Speech, The End of 1942 A Turning Point in World War II and in the Comprehension of the Final Solution? From Yad Vashem, December 19, 2012. (In English).
  • Saadoun H. The Jewish Community of Sfax during World War 2. Peamim, 2008, no. 114/115, pp. 13–54. (In English).
  • Shalom Court Beersheva Israel. File 61481-01-15-Vav-Ayen, Rivka ben Shitrit, represented by the lawyers David Yadid and Doron Matmon, against The Authority for Holocaust Survivor Rights of the Israel Finance Ministry, 6 February 2018, pp. 28–33. (In English).
  • Toledano J. Epreuves et Libération — Les Juifs du Maroc dans la seconde guerre mondiale. Jerusalem, 2017. (In French).
  • Toledano J. La persecution anti-juive au Maroc sous le régime de Vichy (1940–1943). Tel Aviv, 2011. (In French).
  • Vuković A. The memory of the Topovski sheds disappeared, the camp forgotten. Politika. Saturday, 18/11/2017. (In English).
  • Yablonka H. Off the Beaten Track — The Mizrahim and the Shoah. Tel Aviv, 2016. (In English).