Виноградова Т. И. К публикации статьи академика В. М. Алексеева «Китайская народная картинка как социальный заказ и как классовое выполнение»

Т. И. Виноградова Библиотека РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-0664-4897 E-mail: ptat-vinogradova2008@yandex.ru, olsaa@rasl.nw.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

УДК 7 69.82(581)
DOI 10.31250/2618-8600-2020-1 (7) -76-93

 

АННОТАЦИЯ. Статью «Китайская народная картинка как социальный заказ и как классовое выполнение» академик В. М. Алексеев (1881–1951) написал в 1936 г., рукопись хранится в фонде Санкт-Петербургского филиала Архива РАН (СПбФ АРАН. Ф. 820. Оп. 1. Д. 454). Собиратель китайской народной картины няньхуа и основоположник ее научного исследования, В. М. Алексеев при жизни не сумел опубликовать почти ничего, написанно- го им по материалам своей богатейшей коллекции, далеко не все вошло в изданную после его смерти книгу «Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народ- ных изображениях» (Москва, 1966). Отрывки из публикуемой ниже статьи вошли в текст под названием «Китайская народная картина и перспективы ее изучения», при этом ори- гинальный авторский замысел подвергся значительной корректировке. Представляется необходимым опубликовать полный текст архивной статьи, учитывая ценность собран- ных фактографических данных и оригинальность концепции. В статье В. М. Алексеева идет речь о культе богатства на китайской народной картине, о социальной ответствен- ности художников народной картины, о соотношении «большого» и «малого» искус- ства в китайской культуре. По смыслу статья сильно отличается от всего, написанного В. М. Алексеевым о няньхуа. Следует учитывать время написания исследования, страст- ное желание академика обнародовать свои наблюдения над народной картиной, которую он считал важнейшим этнографическим материалом. Поскольку в рукописи отсутствуют китайские слова и выражения в оригинальной графике, публикацию завершает словарь иероглифических соответствий.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: академик В. М. Алексеев, китайская народная картина, художник, социальный заказ, система образования, пожелания богатства

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Алексеев В. М. Бессмертные двойники и даос с золотой жабой в свите бога богатства (Исследование в области китайского фольклора, с рисунками в тексте) // Сборник Музея антропологии и этнографии Академии наук. 1918. Т. V. С. 253–318. 
  • Алексеев В. М. Ботаник В. Л. Комаров и русская китаистика // Известия Государственного Географического общества. 1939. Т. XXI. Вып. 10. С. 1422–1425. 
  • Алексеев В. М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. / Отв. ред. В. М. Штейн. М.: Издательство восточной литературы, 1958. 
  • Алексеев В. М. В старом Китае / Отв. ред. Б. Л. Рифтин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 2012. 
  • Алексеев В. М. Из области китайского храмового синкретизма // Восточные записки. 1927. Т. 1. С. 289–296. 
  • Алексеев В. М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях / Отв. ред. Б. З. Эйдлин, сост. М. В. Баньковская. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1965. 
  • Алексеев В. М. Китайский фольклор и китайская народная картинка // Вестник АН СССР. 1935. № 4. С. 63–68. 
  • Алексеев В. М. О некоторых главных типах китайских заклинательных изображений по народным картинам и амулетам // ЗВОРАО. 1911. Т. XX. Вып. II–III. С. 1–76. 
  • Виноградова Т. И. Согласие — Единение, или Спор этнографа с китаистом // В пути за Китайскую стену: к 60-летию А. И. Кобзева. Собрание трудов. М.: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 333–344. (Ученые записки отдела Китая. Т. 12). 
  • СПбФ АРАН. Ф. 820. Оп. 1. Д. 454. Алексеев В. М. Китайская народная картинка как социальный заказ и как классовое выполнение. 1936. 
  • СПбФ АРАН. Ф. 820. Оп. 1. Д. 467–469. Алексеев В. М. Амулеты. 
  • СПбФ АРАН. Ф. 820. Оп. 1. Д. 469. Алексеев В. М. Черновик лекции «Китайская мораль на китайской народной картине». 1929. 
  • Alexéiev B. M. The Chinese gods of wealth. A lecture delivered at the School of Oriental Studies University of London, on 26th March, 1926. London: School of Oriental Studies, 1928. 11 p.