Тягунова Е. О., Синицын А. Ю. Традиция пейзажной гравюры син-ханга в этнокультурном контексте трансформации японского общества конца XIX — первой половины ХХ в. (на примере творчества Кавасэ Хасуй)

Е. О. Тягунова. Галерея «Kasugai» Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1995-3632 E-mail: lena.tyaga@gmail.com

А. Ю. Синицын. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7392-1837 E-mail: asin@kunstkamera.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена основным аспектам развития японской гра- вюры в периоды Мэйдзи, Тайсё и ранний Сёва в свете коренной трансформации японского общества конца XIX — начала XX в. После революции Мэйдзи исин, положившей конец 268-летнему правлению сёгуната Токугава, страна решительно порвала с феодальным прошлым и вступила на путь тотальной модернизации, индустриализации, социальной и культурной трансформации. В этих условиях остро встал вопрос о путях поиска национальной идентичности японцев, и одним из инструментов этого поиска выступило японское искусство в целом и гравюра син-ханга в частности. На примере жанра пейзажной гравюры, представленной двумя, с нашей точки зрения, наиболее яркими и репрезентативными произведениями этого жанра авторства выдающегося художника Кавасэ Хасуй, рассматривается функционирование «новой гравюры» в этнокультурном пространстве Японии указанного периода. Затрагиваются такие проблемы, как причины упадка традиционной гравюры укиё-э в условиях смены культурной парадигмы Японии; поиск новых технических приемов и сюжетных мотивов; попытки сохранения национальных особенностей гравюры в условиях экспансии западной культуры; соотношение традиционности и новаторства; особенности символического, идеологического и концептуального содержания син-ханга и ее соответствие этнокультурным реалиям периода индустриализации Японии; отсутствие поступлений работ мастеров син-ханга в отечественные музеи. Авторы приходят к выводу, что гравюра син-ханга стала одной из специфических форм выражения национального самосознания японцев, сочетавшего неоспоримость традиционных ценностей с намерением найти им подобающую нишу в общемировой культурной традиции.

 

УДК 75.047(521)
DOI 10.31250/2618-8600-2020-1 (7)-6-21

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: XX век, Япония, Мэйдзи, Тайсё, национальная идентичность, этнокультурная традиция, Синто, гравюра, укиё-э, син-ханга, пейзаж, Кавасэ Хасуй

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Анарина Н. Г., Дьяконова Е. М. Вещь в японской культуре. М.: Вост. лит., 2003. 
  • Борисова А. А. Традиционное искусство Японии как отражение социально-политической обстановки в стране // Япония: 150 лет революции Мэйдзи. СПб.: Art-xpress, 2018. С. 156–163. 
  • Григорьева Т. П. Движение красоты. Размышления о японской культуре. М.: Вост. лит., 2005. 
  • Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI — начало XX вв.). М.: Наука, 1986. 
  • Лебедева О. И. Искусство Японии на рубеже XIX–XX веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. М.: РГГУ, 2016. 
  • Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2006. 
  • Овчинников В. В. Ветка сакуры: рассказ о том, что за люди японцы. М.: Молодая гвардия, 1971. 
  • Опись МАЭ РАН № 312. 1895 г. 
  • Санчирова К. В. Истоки становления японской фотографии // Японские исследования. Электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 38–53. URL: http://japanjournal.ru/images/ js/2018/js_2018_2_38-53.pdf (дата обращения: 28.05.2019). 
  • Успенский М. В. Из истории японского искусства: сборник статей. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2004. 
  • Успенский М. В. Японская гравюра. СПб.: Аврора; Калининград: Янтарный сказ, 2003. 
  • Newland A. R. Visions of Japan — Kawase Hasui’s masterpieces. Amsterdam: Hotei Publishing, 2004. 
  • Sullivan M. The meeting of Eastern and Western Art. From the sixteenth century to the present day. London: Themes a. Hudson; Cambridge (Mass.), 1973.
  • Uhlenbeck C., Newland A., de Vries M. Waves of renewal: Modern Japanese prints, 1900 to 1960. Amsterdam: Hotei Publishing, 2016. 
  • Watanabe S. Catalogue of wood-cut color prints of S. Watanabe. Tokyo, 1936.