Березкин Р. В. Местные божества в драгоценных свитках района Чаншу провинции Цзянсу КНР

Р. В. Березкин Фуданьский университет Шанхай, Китай ORCID: 0000-0003-1924-8535
E-mail: berezkine56@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2020

 

АННОТАЦИЯ. В районе городов Чаншу и Чжанцзяган провинции Цзянсу до сих пор распространено чтение драгоценных свитков (баоцзюань), многие из которых посвящены местным божествам — охранителям местности. В настоящее время баоцзюань о местных божествах используются как в религиозных собраниях в частных домах, так и в храмовых праздниках, представляя собой сочетание ритуала с песенно-повествовательной литера- турой. По форме и содержанию они значительно отличаются от текстов баоцзюань XVI– XVII вв., которые в основном изучали западные ученые до настоящего времени. В ряду самых популярных местных божеств в Чаншу — Командиры Цзинь (Цзинь цзунгуань 金總管), которых обычно представляют обожествленными историческими персонажами: чиновниками, жившими при династии Сун в этом районе. «Баоцзюань о Командирах Цзинь», который существует у местных сказителей в нескольких вариантах, представля- ет расширенное жизнеописание этих божеств — пяти братьев, детали которого значи- тельно отличаются от местных исторических хроник и других письменных материалов. Таким образом, баоцзюань о местных божествах в южной части провинции Цзянсу являются ценными источниками фольклора, который дополняет материалы местной истории. В статье используются как исторические документы, которые автор изучал в библиотеках Китая (многие из них уникальны и еще не были достаточно исследованы в мировом китаеведении), так и материалы, собранные автором во время полевых наблюдений в Чаншу и Чжанцзягане в 2008–2013 гг.

 

УДК 3 98.5(510)
DOI 10.31250/2618-8600-2020-1(7)-110-125

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: баоцзюань (драгоценные свитки), китайская народная религия, песенно-повествовательная литература, фольклор, народный ритуал, местная история

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  • Березкин Р. В. Драгоценные свитки (баоцзюань) в духовной культуре Китая: на примере «Баоцзюань о трех воплощениях Муляня». СПб., 2012. 
  • Березкин Р. В. «Баоцзюань о Пяти духах» как источник народных верований района города Сучжоу провинции Цзянсу в Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2019. Т. 11, вып. 1. С. 108–119. 
  • Ван Цзянь 王健. Ли хай сян гуань: Мин Цин илай Цзяннань Су-Сун дицю миньцзянь синьян яньцзю 利害相關: 明清以來江南蘇松地區民間信仰研究 (Польза и вред взаимосвязаны: исследование народных верований района Сучжоу и Сунцзяна в Южноречье в эпохи Мин и Цин). Шанхай, 2010. 
  • Жирмунский В. М. Литературные отношения Востока и Запада и развитие эпоса // Фольклор Востока и Запада: сравнительно-исторические очерки. М., 2004. С. 106–135. 
  • Завидовская Е. А. Храмовые объединения и религиозная жизнь крестьян современного Китая. СПб., 2009. 
  • Завидовская Е. А. Народная религия современного Тайваня: храмовые организации и праздники. СПб., 2012. 
  • Ли Шу-жу 李淑如. Хэян баоцзюань яньцзю 河陽寶卷研究 (Исследование баоцзюань из Хэяна). Диссертация на соискание степени д.ф.н. Университет Чэнгун, Тайнань, 2011. 
  • Лян И-бо 梁一波, ред. Чжанцзяган чуаньшо 張家港傳說 (Легенды Чжанцзягана), Нанкин, 2008. 
  • Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М., 1991. 
  • Стулова Э. С., изд. текста, пер. с кит., исслед. и коммент. Баоцзюань о Пу-мине. М., 1979. 
  • У Вэй 吴偉, ред. Чжунго Чаншу баоцзюань 中國常熟寳卷 (Собрание баоцзюань из Чаншу в Китае). Сучжоу, 2015. 
  • Хамасима Ацутоси 濱島敦俊. Мин Цин Цзяннань нунцунь шэхуэй юй миньцзянь синьян 明清江南農村社會與民間信仰 (Народные верования и общество области Южноречья в эпохи Мин и Цин), Чжу Хай-бинь 朱海濱, кит. пер. Сямэнь, 2008. 
  • Цай Ли-минь 蔡利民. «Шанфаншань цзе инь чжай: Сучжоу миньцзянь синьян ходун дяоча» 上方山借銀債:蘇州民間信仰活動調查 (Как берут в долг у духов горы Шанфан: исследование народных верований в Сучжоу) // Чжунго миньцзянь вэньхуа 中國民間文化 (Китайская народная культура) 6 (1992). C. 239–256. 
  • Цзинь Хэ-чун 金鶴翀. «Чунсю Цзунгуань мяо цзи» 重修總管廟記 (Надпись в память реставрации храма Командиров), 1927 [Музей эпиграфики города Чаншу]. 
  • Цю Хуэй-ин 丘慧瑩. «Цзянсу Чаншу Баймао дицюй сюаньцзюань ходун дяоча баогао» 江蘇常熟白茆地區宣卷活動調查報告 (Исследовательский отчет по исполнению баоцзюань в районе Баймао в Чаншу в Цзянсу) // Миньсу цюйи 民俗曲藝 (Фольклор и песенно-повествовательное искусство). 2010. № 169. C. 183–247. 
  • Цянь Чжун-лянь 錢仲聯. Чаншу чжангу 常熟掌故 (Старинные обычаи Чаншу). Нанкин, 1992. 
  • Чжан Сюнь. Тенденции развития исследований китайской народной религии: после «метафоры империи» // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 83–111. 
  • Чжунго Шашан баоцзюань цзи 中國沙上寳卷集 (Собрание баоцзюань с «песчаной отмели» в Китае). Шанхай, 2011. Т. 1–2. 
  • Чунсю Чан-Чжао хэ чжи гао 重修常昭合志稿 (Заново составленный черновик общей истории уездов Чаншу и Чжаовэнь), репринт издания 1904 г. // Чжунго фанчжи цуншу: Хуачжун дифан 中國方志叢書: 華中地方 (Собрание местных хроник Китая: Центральный Китай). Тайбэй, 1974. Т. 153. 
  • Чжунго Хэян баоцзюань цзи 中國河陽寳卷集 (Собрание баоцзюань из Хэяна в Китае). Шанхай, 2007. Т.1-2. 
  • Чэ Си-лунь 車錫倫. Чжунго баоцзюань цзунму 中國寶卷總目 (Сводный каталог китайских баоцзюань). Пекин, 2000. 
  • Чэ Си-лунь 車錫倫. Чжунго баоцзюань яньцзю 中國寶卷研究 (Исследование китайских баоцзюань). Гуйлинь, 2009. 
  • Юй Дин-цзюнь 余鼎君. «Цзянсу Чаншу дэ цзянцзин сюаньцзюань» 江蘇常熟的講經宣卷 (Рассказы из канона и чтение свитков в Чаншу провинции Цзянсу) // Мацзу юй миньцзянь синьян яньцзю тунсюнь 媽祖與民間信仰研究通訊 (Бюллетень исследований культа Мацзу и других народных верований), 2. Тайбэй, 2012. С. 49–114. 
  • Юй Юн-лян 虞永良. «Хэян баоцзюань дяоча баогао» 河陽寶卷調查報告 (Доклад по исследованию баоцзюань в Хэяне) // Миньсу цюйи 民俗曲藝 (Фольклор и песенно-повествовательное искусство). 1997. № 110. С. 67–88. 
  • Berezkin R. Scripture Telling (jiangjing) in the Zhangjiagang area and the history of 
  • Chinese storytelling // Asia Major. 2011a. 24/1, pp. 1–42. 
  • Berezkin R. “An Analysis of ‘Telling Scriptures’ (jiangjing) during Temple Festivals // Gangkou (Zhangjiagang), with special attention to the status of the performers.” CHINOPERL papers. 2011b. 30, p. 25–76. 
  • Berezkin, R., & B. L. Riftin. “The earliest known edition of the Precious Scroll of the Incense Mountain and the connections between Precious Scrolls and Buddhist preaching.” Toung Pao 99/4–5. 2013, p. 445–499. 
  • Berezkin R. “On the survival of the traditional ritualized performance art in modern China: A case of Telling Scriptures by Yu Dingjun in Shanghu Town Area of Changshu City // Jiangsu Province.” Minsu quyi 民俗曲藝 (Journal of Chinese Theatre and Folklore) 181 (2013), pp. 103–156. 
  • Berezkin R. “On the performance and ritual aspects of the Xiangshan Baojuan: A case study of the religious assemblies in the Changshu Area.” Chinese Studies (漢學研究) 33.3 (cumulative 82, September 2015), pp. 307–344. 
  • Berezkin R. “Precious scroll of the ten kings in the Suzhou Area of China: with Changshu Funerary Storytelling as an Example.” Archiv Orientalni 84 (2016), pp. 381–411. 
  • Berezkin R. Many faces of Mulian: The precious scrolls of late imperial China. Seattle: University of Washington Press, 2017. 
  • Dudbridge G. The legend of Miao-shan. Revised edition. New York, 2004. 
  • von Glahn R. “The Sociology of local religion in the lake Tai Basin.” Religion and Chinese society, ed. John Lagerwey. Hong Kong, 2004a, vol. 2, pp. 790–802. 
  • von Glahn R. The sinister way: the divine and the demonic in Chinese religious culture. Berkeley, 2004b.
  • Hansen, V. Changing gods in medieval China, 1127–1276. Princeton, 1990. 
  • Idema W. L. Personal salvation and filial piety: two precious scroll narratives of Guanyin and her acolytes. Honolulu, 2008. 
  • Overmyer D. L. Folk buddhist religion: Dissenting sects in late traditional China. Cambridge, 1976. 
  • Overmyer D. L. Precious volumes: an introduction to Chinese sectarian scriptures from the XVIth and XVIIth Centuries. Cambridge, 1999. 
  • Overmyer D. L. Local religion in north China in the twentieth century: The structure and organization of community rituals and beliefs. Leiden; Boston, 2009.