Бурмистров С. Л. Оппозиции «субстанциальное — номинальное» и «абсолютное — относительное» в «Компендиуме Абхидхармы» Асанги

БУРМИСТРОВ Сергей Леонидович — д.филос.н., в.н.с., Институт восточных рукописей РАН (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: SLBurmistrov@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2019

 

УДК 294.3
DOI 10.31250/2618-8600-2019-4(6)-146-160

 

АННОТАЦИЯ. Субстанциальное понимается в трактате Асанги (IV в.) «Компендиум Абхидхармы» (Abhidharma-samuccaya) как то, что не зависит от слов или концепций, номинальное — как то, существование и онтологический статус чего определяются словами. Относительное в трактате — то, что спо- собствует притоку аффектов, абсолютное — то, что способствует очищению от них. Эти оппозиции соотнесены с понятием истинной реальности, которая сама лежит за пределами всяких оппозиций, а также друг с другом. Согласно Асанге, все дхармы относительны, так как все они служат основой для притока аффектов, и все абсолютны, так как служат основой для очищения сознания от аффектов; все номинальны, так как зависят от слов, коими их обозначают, и все субстанциальны, так как слова выступают только условными обозначениями для них и не затрагивают их сущности. Обе эти оппозиции детерминированы аффектами, изначально присутствующими в потенциальном состоянии (bīja) в индивидуальном потоке дхарм и представляют собой только концептуальные структуры, не являющиеся описанием реальности. Сама же истинная реальность — это сознание-сокровищница (ālaya-vijñāna), благодаря которой возможно возникновение оппозиций, но которая ими при этом не затрагивается. Восприятие этих оппозиций как элементов самой реальности есть препятствие на пути к нирване, и их анализ в трактате имеет сотериологический характер.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Асанга, ранняя йогачара, понятие субстанции, понятие относительности в философии, буддийская сотериология

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. под- гот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.
  • Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Е. Е. Ледникова, М. В. Лебедева, Т. А. Дмитриева. М.: Идея-Пресс, Логос, Праксис, 2001.
  • Декарт Р. Первоначала философии / Пер. с лат. С. Я. Шейнман-Топштейн, пер. с франц. Н. Н. Сретенского // Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 297–422. Дмитриев Т. А. Нельсон Гудмен // Философы двадцатого века / Под ред. И. С. Вдовиной, Л. Б. Макеевой, Г. М. Тавризян. М.: Искусство XXI век, 2004, К. II. С. 103–122. Лысенко В. Г. Проблема универсалий в вайшешике и в лингвистической философии Индии (приглашение к медленному чтению текстов) // Универсалии восточных культур /
  • Под ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2001. С. 77–121.
  • Островская-мл. Е. А. Буддийский эпистемологический идеал yathābhūtam // Буддийский взгляд на мир. Вып. 2/Под ред. Е. А. Торчинова. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 400–409. Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха» с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары/ Пер. с санс-кр., предисл., введ., ист.-филос. исслед. В. Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.
  • Рудой В. И., Островская Е. П., Ермакова Т. В. Классическая буддийская философия. СПб.: Лань, 1999. Чандракирти. Введение в мадхьямику / Пер. с тиб., предисл., коммент., глоссарий и указатели А. М. Донца. СПб.: Евразия, 2004.
  • Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары. М.: Шечен, 2004.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994. Akahane R. What Affected the Two Truths Theory of Jñānagarbha? Study of Satyadvayavibhanga // Journal of Indian and Buddhist Studies, 2008, Vol. 56 (3), pp. 1121–1125.
  • Asanga. Abhidharma-samuccaya / Critically edited and studied by Pralhad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.
  • Asanga, Sthiramati. Abhidharmasamuccaya and Abhidharmasamuccayabhāṣya / Ed. by Os amu Hayashima. Shiga, 2003. URL: www.shiga-med.ac.jp/public/yugagyo/AS/AS_ETEXT_ V1_ALL.pdf (accessed: 15.06.2015).
  • Brown B. E. The Buddha Nature: A Study of the Tathāgatagarbha and Ālayavijñāna. Delhi: Motilal Banarsidass, 1991.
  • Cabezón J. I. Buddhism and Language: A Study of Indo-Tibetan Scholasticism. N. Y.: State University of New York Press, 1994.
  • Gold J. Without Karma and Nirvāṇa, Buddhism is Nihilism: The Yogācāra Contribution to the Doctrine of Emptiness // Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals? / Ed. by J. L. Garfield,
  • J. Westerhoff. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 213–241.
  • Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti / Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1960.
  • Scmithausen L. Ālayavijñāna: On the Origin and the Early Development of a Central Concept of Yogācāra Philosophy. 2 vols. Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies, 1987.