Петросян А. Этногоническое предание как источник по предыстории Армении

ПЕТРОСЯН Армен Егишевич — д.ф.н., главный научный сотрудник, Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения (Армения, Ереван)
E-mail: alpehist@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Армянская литература сохранила этногоническое предание армян (этногонический миф). Оно восходит к народному источнику, хотя до нас дошло в работах Мовсеса Хоренаци (V в.) и Себеоса (VII в.). В статье рассматри- вается предание как источник для мифологических, этнографических, лингвистических и исторических исследований. Герои предания — легендарные этнархи- эпонимы Армении, очевидно, мифологические персонажи. Этногония повторяет космогонию, и их образы — эпизированные трансформации древнейших богов (их именами называются звезды, созвездия, земли, народы, а их соперниками выступают боги южных соседей Армении — Бел, Баалшамин). Огромная патри- архальная семья первопредка Гайка (300 мужчин и их семьи) отражает структуру патриархальной семьи древнейших армян. В предании самоназвание армян hay возводится к имени Гайка (Hayk); этноним совпадает с распространенным диа- лектным словом hay (‘муж, господин, глава семьи’, ср. выражение mer hayə ‘наш hay’, которое используют женщины старшего возраста, говоря о своих мужьях), которое, очевидно, может быть этимологизировано в связи с индоевропейским *poti- (‘муж, господин, глава семьи’). Характеристики других этнархов‑эпонимов, потомков Гайка, также дают ключ для этимологизации соответствующих этнони- мов. В предании, очевидно, есть и историчность — передвижение первых этнар- хов по Армянскому нагорью отражают исторические передвижения племенных групп армян (например, обоснование Гайка в районе Ванского озера и переход его старшего сына на север, в Араратскую долину).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этногоническое предание, предыстория Армении, мифологические предки, эпонимы, этнонимы, древнейшие армяне

 

УДК 398.1(=19)
DO I 10.31250/2618-8600-2019-3(5)-57-85

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Абегян М. Труды. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1966; 1975. Тт. 1; 7. (на арм. яз.).
  • Адонц Н. Г. Мировоззрение древних армян // Исторические исследования. Париж: Изд-во Гукасян, 1948. С. 223–293. (на арм. яз.)
  • Адонц Н. Г. История Армении. Ереван: Изд-во Айастан, 1972. (на арм. яз.).
  • Айвазян К. В. «История Тарона» и армянская литература IV–VII веков. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1976.
  • Акопян Т. Х., Мелик-Бахшян С. Т., Барсегян Г. К. Словарь топонимов Армении и сопредельных регионов I–IV. Ереван, Изд-во Ереванского университета, 1986–2001. (на арм. яз.).
  • Ачарян Р. Словарь армянских личных имен I–V. Ереван, 1942–1962. (на арм. яз.). Саркисян Г. Х. (пер.) Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван: Изд-во Айастан, 1990. Алишан Г. Древние верования или языческая религия армян. Венеция: Изд-во Мхитаристов, 1895. (на арм. яз.).
  • Амалян А. Армянский словарь. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1975. (на арм. яз.)
  • Амаякян С. Г. Миф о патриархе Гайке и город Кибша в горах Нибура // Историко- филологический журнал. 1992. № 1. С. 125–132. (на арм. яз.).
  • Арутюнян С. Б. Мифы и легены древней Армении. Ереван: Изд-во Аревик, 2007.
  • Ачарян Р. Всеобщая грамматика армянского языка. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1971. Т. 6. (на арм. яз.).
  • Барсегян Л. А. Вопросы происхождения и формирования армян в исторической науке. Ереван: Изд-во Апага, 1996. (на арм. яз.).
  • Брутян Г. Календарь армян. Эчмиадзин: Изд-во Св. Эчмиадзина, 1997. (на арм. яз.)
  • Вильхельм Г. Древний народ хурриты. М.: Наука, 1992.
  • Ганаланян А. Армянские предания. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. (на арм. яз.).
  • Геворгян М. А. История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1953.
  • Джаукян Г. Б. Языковые источники личных имен первой книги «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци // Историко-филологический журнал. 1981. № 3. С. 48–63. (на арм. яз.). Джаукян Г. Б. Происхождение древнеармянских суффиксов // Историко-филологический журнал. 1994. № 1–2. С. 53–66. (на арм. яз.).
  • ДСАЯ — Диалектальный словарь армянского языка I–VII. Ереван: Изд-во Гитутюн, 2001–2012. (на арм. яз.).
  • Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа, Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1968.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. К вопросу о происхождении этнонима «валахи» // Этническая история восточных романцев. М.: Наука, 1979. С. 61–85.
  • Капанцян Г. А. Культ Ара Прекрасного. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1944. (на арм. яз.). Карапетян Э. Т. Родственная группа «азг» у армян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1966. Косян А. В. Дом Торгома. Ереван: Изд-во института Востоковедения НАН РА, 1998. (на арм. яз.).
  • Матикян А. Ара Прекрасный. Вена: Изд-во Мхитаристов, 1930. (на арм. яз.). Малхасян С. (пер.) Себеос, История Армении. Ереван: Изд-во АрмФАНа, 1939. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. МНМ — Мифы народов мира. М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1980 1982. Т. 1–2. Патканов К. П. Несколько слов о названиях древних армянских месяцев. СПб.: Типография Имп. Акад. наук, 1871.
  • Периханян А. Г. Материалы к этимологическому словарю древнеармянского языка. Ереван: Изд-во НАН РА, 1993. Ч. 1.
  • Петросян А. Е. Армянский эпос и мифология. Ереван: авторское издание, 2002.
  • Петросян А. Е. Огонь любви и драконоборчество: цветочный код мифа // Армянская народная культура XIV. Ереван: Изд-во НАН РА, 2006. С. 209–219. (на арм. яз.).
  • Петросян А. Е. Вопросы этногенеза армян. Ереван: Изд-во Нораванк, 2006а. (на арм. яз.).
  • Петросян А. Е. О происхождении армянского народа: проблема идентификации протоармян (критичерский обзор) // Армянский вестник. 2009. 2/3–1. С. 66–102.
  • Петросян А. Е. Образ патриарха Гайка: индоевропейские и древневосточные связи (на арм. яз.) // Гайкиды. Ереван, Изд-во Гитутюн, 2013. С. 153–160. (на арм. яз.).
  • Петросян А. Е. Армянский этноним армен // Историко-филологический журнал. 2014. № 3. С. 224–236. (на арм. яз.).
  • Петросян А. Е. Армянский этноним hay // Вопросы ономастики. 2016. № 2. С. 146–161. Петросян А. Е. Женщина и мужчина в армянских мифах // ВОНА. 2017. № 1. С. 252–260. Саакян А. Древнее армянское эпическое предание и историография II века. Ереван: авторское издание, 2015. (на арм. яз.).
  • Саркисян Г. Х. «История Армении» Хоренаци и клинописные источники // Историко- филологический журнал. 1992. № 2–3. С. 27–50. (на арм. яз.).
  • Саркисян Г. Х. Этимология собственных имен в истории Мовсеса Хоренаци // Историко- филологический журнал. 1998. № 1–2. С. 113–128. (на арм. яз.).
  • Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику, Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 7–60.
  • Хачатрян Г. Названия понятия супруг в армянских диалектах // Наука и техника. 2003. № 1. С. 14–19. (на арм. яз.).
  • Петросян А. Этногоническое предание как источник по предыстории Армении 79
  • Adontz N. Tarkou chez les anciens armenniens// REA. 1927. № 1. P. 184–194.
  • Ahyan S. Les débuts de l‘histoire d‘Arménie et les trois fonctions indo-européennes // Revue de l’histoire des religions. 1982. CIC-3. P. 251–271.
  • Avdoyan L. (trans.) Psewdo-Yovhannes Mamikonean. The History of Taron. Atlanta, GA: Scholars Press, 1993.
  • Bengtson J. Jarl and Jormun-: Arya- and Aryaman-: A Study in Indo-European Comparative Mythology // Comparative Mythology. 2016. № 2/1. P. 33–67.
  • Bonfante G. The Armenian Family Terminology, International Conference on the Armenian linguistics // Proceedings. Yerevan, 1984. P. 26–30.
  • Chicago Assyrian Dictionary I–XXI. Chicago, Glückstadt, Oriental Institute of the University of Chicago, 1961–2010.
  • Dumézil G. Mythe et épopée, t. I, Paris: Gallimard, 1968.
  • Dumézil G. Mythes et dieux des indo-européens, Textes réunis et présentés par Hervé Coutau- Bégarie, Paris: Flammarion, 1992.
  • Dumézil G. Le roman des jumeaux. Paris: Gallimard, 1994.
  • Eliade M. Cosmos and History. The Myth of the Eternal Return. New York, 1959.
  • Forssman B. Apaoša, der Gagner des Tištriia // Zeitschrift für vergleichende Sprachvorschung. 1968. № 82. S. 37–61.
  • Fox R. L. Travelling Heroes. Greeks and Their Myths in the Epic Age of Homer. London and New York: Allen Lane, 2008.
  • Garsoïan N. G. (trans.) The Epic Histories Attributed to P‘avstos Buzand (Buzandaran Patmut‘iwnk‘). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.
  • Kershaw K. The One-Eyed God. Odin and (Indo-)Germanic Männerbünde // Journal of Indo- European Studies. Monograph 36. Washington D. C., Institute for the Study of Man, 2001.
  • Kiepert H. Über älteste Landes- und Volksgeschichte von Armenien // Monatsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. 1869. S. 216–243.
  • Kortlandt F., Beekes R. Armeniaca. Comparative Notes by Frederik Kortlandt with an Appendix on the Historical Phonology of Classical Armenian by R. Beekes. Oxford: Caravan Books, 2003. Laroche E. Glossaire de la langue hourrite // Revue hittite et asianique XXXIV–XXXV. Paris, 1976–1977.
  • Laroche E. Toponymes hittites ou pre-hittites dans la Turquie moderne // Hethitica. 1985. № 6. P. 83–102.
  • Littleton S. C. The New Comparative Mythology. Berkley; Los Angeles; London: University of California Press, 1982.
  • Mallory J. P., Adams D. Q. Encyclopedia of Indo-European Culture. London; Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997.
  • Markwart J. Le berceau des arméniens // Revue des études arménienne. 1928. № 8. P. 210–232.
  • Martirosyan H. Etymological Dictionary of the Armenian Inherited Lexicon. Leiden: Brill, 2010.
  • Petrosyan A. Y. The Indo-European *H2ner (t)-s and the Danu Tribe // Journal of Indo-European Studies. 2007. P. 297–310.
  • Petrosyan A. Y. State Pantheon of Greater Armenia. Earliest Sources //Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2007a. № 2. P. 174–201.
  • Petrosyan A. Y. Forefather Hayk in the Light of Comparative Mythology// Journal of Indo- European Studies. 2009. № 37. P. 155–163.
  • Petrosyan A. Armenian Elements in Urartian Language and Onomastics //Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2010. № V (1). P. 133–140.
  • Petrosyan A. Y. Armenian Traditional Black Youths: the Earliest Sources // Journal of Indo- European Studies. 2011. № 39. P. 342–354.
  • Petrosyan A. Y. The Cities of Kumme, Kummanna and Their God Teššub / Teišeba, Archaeology and Language. Indo-European Studies Presented to James P. Mallory // Journal of Indo-European Studies Monograph 60. Washington DC, Institute for the Study of Man, 2012. P. 141–156.
  • Petrosyan A. Y. Biblical Mt. Ararat: Two Identifications // Comparative Mythology. 2016. № 2/1. P. 68–80.
  • Petrosyan A. Y. Indo-European *Wel- in Armenian Mythology // Journal of Indo-European Studies. 2016a. № 44. P. 129–146.
  • Puhvel J. Analecta Indoeuropeae. Innsbrucker Beiträge zur Sprachwissenschaft 35, Innsbruck, 1981.
  • Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore; London: The John Hopkins University Press, 1987.
  • Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Blackwell, 1986.
  • Thomson R. W. (trans.) Moses Khorenats‘i. History of the Armenians. Cambridge, МА, London: Harvard University Press, 1978.
  • Vidal-Naquet P. The Black Hunter. Baltimore: The John Hopkins University Press. 1986.