Белова О. В., Петрухин В. Я. Почитание «чужих» богов: историко-этнографические заметки

БЕЛОВА Ольга Владиславовна — д. филол. н., в.н.с., Институт славяноведе- ния РАН (Россия, Москва)
E-mal: olgabelova.inslav@gmail.com

ПЕТРУХИН Владимир Яковлевич — д.и.н., г.н.с., Институт славяноведения РАН (Россия, Москва)
E-mal: vladimir.petrukhin@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. «Первобытное» отношение к святыням иноплеменников как к заведомо враждебному (бесовскому) началу характерно как для арха- ичных верований, так и для обрядовой практики всякого религиозного куль- та. Парадоксальным c этой точки зрения представляется восприятие «чужих» богов как актуальных при установлении договорных (торговых) отношений как на межгосударственном уровне (таковы договоры руси с греками X века, рус- ская клятва богами Перуном и Волосом соблюдать мир, клятвы аваров и болгар по «отеческим» обычаям), так и на бытовом. Эта тенденция восходит к римской архаической правовой традиции: показательно распространение культа иранского бога Митры в Римской империи и за ее пределами вплоть до Зауралья. Схожий механизм этноконфессионального взаимодействия сохранялся и трансформировался в традиционной культуре. Сакральные христианские персонажи и их изображения могли использоваться как порука при разрешении споров между представителями разных конфессий, причем христианские святые помогали и иноверцам, если правда была на их стороне. В книжных и устных свидетельствах о призвании иконы святого в качестве свидетеля при разрешении споров и конфликтов отражаются не только народно-религиозные практики апелляции к иконе как к свидетелю, гаранту справедливости и наказания иконы, если свя- той не способствует воплощению желаемого, но и представление об иконе как о чудесном «объекте силы», способствующем обращению иноверца. Архаические сюжеты, связанные с восприятием «чужих» богов и отражающие этноконфесси- ональные отношения в письменных юридических текстах (договоры и клятвы), в позднейших фольклорных нарративах трансформировались в повествования о чудесах, явленых святыми в ходе «правовых» споров: центральным мотивом этих легенд становится мотив обращения иноверцев.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовые обычаи, народная религиозность, фольклор, легенды

 

УДК 398.541
DO I 10.31250/2618-8600-2019-3(5)-86-108

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Антонов Д. И. Два «тела» иконы: общение с образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 7 (40). С. 9–34. АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1 (Этнографическое бюро кн. В. Н. Тенишева). Д. 15. Владимирская губерния, Вязниковский уезд, корреспондент А. Дебрский, 1899 г.
  • Барабанов Н. Д. Костры святого Иоанна. Огонь в культовых практиках византий- цев // Мир Византии. Проблемы истории церкви, армии и общества. Армавир; Волгоград, 2011. С. 65–79.
  • Белова О. В. Икона // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М.: «Международные отношения», 1999. Т. 2. С. 399–402.
  • Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005.
  • Белова О. В. От изображения к тексту: о некоторых особенностях репрезента- ции библейских сюжетов в фольклорной прозе // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. М.: Индрик, 2015. Т. 2: Исследования. Посвящения и воспоминания. С. 430–440.
  • Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / пер. с франц. под ред. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс —Универс, 1998.
  • Бешевлиев В. Първо българите: Бит и култура. София: Наука и изкуство, 1981. Буслаев Ф. И. Догадки и мечтания о первобытном человечестве. М.: РОССПЭН, 2006. Введенский A. М. Договоры Руси с греками X в.: Клятва Святослава Игоревича.
  • Проблемы интерпретации выражения «колоти яко золото» // Труды Отдела древнерус- ской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. Т. 57. С. 916–926.
  • Великорусские сказки Архива Русского географического общества. Сборник А. М. Смирнова. СПб.: Тропа Троянова, 2003.
  • Веселовский А. Н. Избранное: традиционная духовная культура. М.: РОССПЭН, 2009. Вин Ю. Я. Синтез византийской и славянской социокультурной традиции в среде сель- ского населения Византии XII–XIV вв. // Славяне и их соседи. М.: Индрик, 2004. Вып. 11:
  • Славянский мир между Римом и Константинополем. С. 146–162.
  • Вин Ю. Я. Церковный приход в поздневизантийской деревне XIII–XV вв.: главные направления изучения // Мир Византии: Проблемы истории Церкви, армии и общества. Армавир; Волгоград, 2011. С. 80–130.
  • Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и прото-культуры. Благове- щенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. Ч. 2.1.
  • Белова О. В., Петрухин В. Я. Почитание «чужих» богов... 101
  • Герберштейн С. Записки о Московии / пер. с нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко. Вступ. статья А. В. Хорошкевич; под ред. В. Л. Янина. М.: Издательство Московского университета, 1988.
  • Гримм Я. Германская мифология / пер. Д.С. Колчигина. М.: Издательский дом ЯСК, 2019. Т. 1.
  • Добычина А. С. [ Рец. на:] Степанов Цв. Религии в езическа България. Историографски подходи (1980–2015 гг.). София, 2017 // Хазарский альманах. М., 2019. Т. 16. С. 254–260. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / пер. с франц. Т. В. Цивьян. М.: Главная редакция Восточной литературы, 1986.
  • Дюмезиль Ж. Э. Религия Древнего Рима / пер. с франц. Т. И. Смилянской; под ред. Ф. А. Пирвица и Т. Г. Сидаша. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2018.
  • Жреческие коллегии в раннем Риме: К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права / отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Наука, 2001.
  • Златарский В. Избрани произведения. София: Наука и изкуство, 1972. Т. 1.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.
  • Исландские пряди / Издание подготовила Е. А. Гуревич; отв. ред. О. А. Смирницкая. М.: Наука, 2017. C. 413–427.
  • Кабакова Г. И. Блажей // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М.: «Международные отношения», 1995. Т. 1. С. 191.
  • Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М.: Художественная лите- ратура, 1990.
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, коммента- рий / под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. М.: Наука, 1991.
  • Кулешов В. С. Югорское общество V–XVвв.: Модель сакральной экономики, архео- логическая атрибуция и проблема этнической принадлежности // Труды Камской архео- лого-этнографической экспедиции. Пермь, 2017. Вып. 12: Средневековая археология Восточной Европы: от Камы до Дуная. С. 74–89.
  • Кулешов В. С. Письменные и нумизматические источники по истории денежного обращения в Восточной Европе в IX–XI вв.: дис. … канд. ист. наук. М., 2018.
  • Кюмон Ф. Мистерии Митры / пер. с англ. С. О. Цветкова. СПб.: Евразия, 2000. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб.: Евразия, 2002. Литаврин Г. Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 1999.
  • Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.). СПб.: Алетейя, 2000.
  • Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок/ пер. с польск. М. В. Ковальковой. СПб.: Академический проект, 2003.
  • Мансикка В. Й. Труды по религии восточных славян. М.: Форум: Неолит, 2016.
  • Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки. М.: Наука, 2001.
  • Мельникова Е. А. Заложники и клятвы: процедура заключения договора с норманна- ми // Именослов. История языка. Истрия культуры. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012. С. 113–183.
  • Менандр Византиец. История // Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Магистр, Менандр, Кандид Исавр, Ноннос и Феофан Византиец / пер. Г. С. Дестуниса. СПб., 1860: переизд.: (Серия «Византийская историче- ская библиотека»). Рязань: Александрия, 2003. С. 229–335.
  • Минаева О. Консекрационни ритуали в царската идеология на езическите българи // Изкуство & идеология / ред. К. Рабаджиев и др. София: Университетско изда- телство «Св. Климент Охридски», 2012. С. 536–559.
  • Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М.: «Азбуковник», 2000.
  • Мороз А. Б. Легенда о жертвенном олене: география, варианты, источники, парал- лели // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Н. И. Толстого. М.: Индрик, 2013. С. 212–233.
  • НБКМ. № 435. Сборник смешанного содержания. Конец XVIII в. НБКМ. № 1078. Сборник повестей. Начало XIX в.
  • НБКМ. № 1132. Сборник «Чудеса Богородични» (сербская редакция). Конец XVII — начало XVIII вв.
  • Отто В. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа / пер. с нем. О. С. Ракитянской. СПб.: «Владимир Даль», 2019.
  • Петрухин В. Я. «Русь и вси языци»: аспекты исторических взаимосвязей. М.: Языки славянских культур, 2011.
  • Петрухин В. Я. Волос // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. М.: Ладомир, 2014. С. 150.
  • Петрухин В. Я. Русь христианская и языческая. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2019.
  • Писаренко Ю. Г. Мир с Вiзантiєю очима руських язичникiв // Старожитностi Русi- України. Київ: Київська академiя євробiзнесу, 1994. С. 187–192.
  • Плотникова А. А. Праздники скотьи // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М.: «Международные отношения», 2009. Т. 4. С. 241–243.
  • Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / изд. под- гот. Я. Н. Любарский. СПб.: Наука, 1992.
  • Соболевский А. И. Волос и Власий // Русский филологический вестник. 1886. Т. 16. С. 185–187.
  • Свердлов М. Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси IX–XIII вв. Германия. Правда Русская. История текста. Избранные статьи. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017.
  • Свод древнейших письменных известий о славянах / сост. Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г. Литаврин и др.; отв. ред. Л. А. Гиндин, Г. Г. Литаврин. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1994. Т. 1.
  • Степанов Цв. Религии в езическа България. Историографски подходи (1980–2015 гг.). София: Парадигма, 2017.
  • Стефанович П. С. Клятва по русско-византийским договорам Х в. // Древнейшие государства Восточной Европы 2004 год: Политические институты Древней Руси. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2006. С. 383–403.
  • Белова О. В., Петрухин В. Я. Почитание «чужих» богов... 103
  • Тит Ливий. История Рима от основания города / отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1989. Т. 1.
  • Толстая С. М. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценка дней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука,1987. С. 154–168.
  • Толстой Н. И. Избранные труды: славянская литературно-языковая ситуация. М.: Языки русской культуры,1998. Т. 2.
  • Топоров В. Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1–2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.: Наука, 1981. С. 146–162. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Издательство Московского университета, 1982.
  • Феофан Византиец. Выписки из «Истории» Феофана // Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Магистр, Менандр, Кандид Исавр, Ноннос и Феофан Византиец / пер. Г. С. Дестуниса. СПб., 1860: переизд.: (Серия «Византийская историческая библиотека»). Рязань: Александрия, 2003. С. 345–348.
  • Фетисов А. А. Ритуальное содержание клятвы оружием в русско-византийских дого- ворах X в.: сравнительно-типологический анализ // Викинги. Между Скандинавией и Русью. М.: Вече, 2009. С. 295–314.
  • Фрай Р. Наследие Ирана / пер. с англ., под ред. М. А. Дандамаева. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2002.
  • Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронографии» Феофана,
  • «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1980.
  • Kaliff A., Sundqvist O. Oden och Mithraskulten: Religiös ackulturation under romersk järnålder och folkvanderingstid. Uppsala: Department of Archaeology and Ancient History, 2004. Lawson J. C. Modern Greek Folklore and ancient Greek Religion. New York: University Books, 1964.
  • Róžniecki St. Perun und Thor. Ein Beitrag zur Quellenkritik der russischen Mythologie // Archiv für slawische Philologie. Bd 23. Berlin, 1901. S. 462–520.
  • Vierck H. Imitatio imperii und interpretation Germanica vor der Wikingerzeit // Les pays du Nord et Byzance (Scandinavie et Byzance). Actes du colloqued’Upsal 20–22 avril 1979. P. 64–107.