Д. В. Возчиков. АМОК, ПОПУГАИ И ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО: МИР НУСАНТАРЫ В ОПИСАНИИ ВЕНЕЦИАНСКОГО КУПЦА XV в.

ВОЗЧИКОВ Дмитрий Викторович — к.и.н., доцент кафедры востоковедения, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург) E-mail: catullus89@mail.ru

    

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена образам Нусантары в отчете венецианского путешественника и купца первой половины XV в. Николо Конти (ок. 1395–1469). Итинерарий купца, в котором содержится краткое описание Малайско-Индонезийского мира — продукт диалога между венецианским купцом и гуманистом Поджо Браччолини. Конти сообщал о своем пребывании на Суматре, «двух Явах» (возможно, Ява и Борнео или же Ява и южная часть Суматры), в Чампе. Нусантара виделась Конти краем насилия и необузданных нравов, он подробно описал сцену амока. Путешественник уделил большое внимание ценным товарам региона, главным образом, пряностям и экзотическим растениям и животным, включая попугаев с Молуккских островов. Однако в отчете Конти отсутствуют упоминания конкретных государств, правителей и дворцов Малайско- Индонезийского региона, что отличает его рассказ от описаний в других близких по времени источниках (мусульманских и китайских). Это составляет известную трудность для идентификации и локализации ряда явлений, упомянутых в отчете. Еще одно важное отличие отчета Конти применительно к Нусантаре — это отсутствие внимания к религиозным практикам ее жителей, что резко контрастирует с пристальным вниманием венецианца к индуистским традициям Южной Азии. Объяснения такого молчания могут лежать в понимании среды, в которой купец вращался в Малайском мире. Образ Нусантары для венецианца — это, в первую очередь, крайние пределы мира с яркими, но устрашающими явлениями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Николо Конти, Нусантара, Ява, Суматра, средневековые путешествия, Венецианская республика, Маджапахит, МаХуань, ориентализм

УДК 91(595)(091)
DOI 10.31250/2618-8600-2019-1(3)-73-98 

СПИСОК ИСТ ОЧНИКОВ И ЛИТЕР АТУРЫ

  • ал-Йа’куби. Книга стран (Китаб ал-булдан) / вступ. ст., пер., комментарии и указатели Л. А. Семеновой; отв. ред. Д. В. Микульский. М., 2011.
  • Бандиленко Г. Г., Гневушина Е. И., Деопик Д. В., Цыганов В. А. История Индонезии. М., 1992. Ч. 1.
  • Бокщанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV–XVI вв. М., 1968.
  • Ван Даюань. Дао и чжи люэ цзяоши [=«Краткое описание островных варваров» с ком­ментариями] / комм. Су Цзицина. Пекин, 1981.
  • Возчиков Д. В. Религиозные практики Индии и Юго-Восточной Азии в отчете вене­цианского путешественника XV в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (127). С. 210–223.
  • Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
  • Головнёв А. В. Антропология путешествия: от imago mundi до selfie // Уральский исто­рический вестник. 2016. № 2 (51). С. 6–16.
  • Еманов А. Г. Север и Юг в истории коммерции: на материалах Кафы XIII–XIV вв. Тюмень, 1995.
  • Захаров А. О. Некоторые замечания о топониме «Ява» в I тыс. нашей эры // Вестник древней истории. 2012. № 3 (282). С. 77–92.
  • Ибн Баттута на Суматре и Малаккском полуострове / вступ. ст., пер. с араб. яз. и ком­мент. А. А. Янковской // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2014. № 3. С. 123–137.
  • Книга Марко Поло / пер. со старофранц. И. П. Минаева; предисл. В. В. Бартольда. М., 2012.
  • Кобзев А. И., Еремеев В. Е. География // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М., 2006. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. С. 226–249.
  • Краснодембская Н. Г. Птица в обыденном и сакральном пространстве в культуре сингалов (Шри Ланка) // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии: сборник статей. СПб., 2009. С. 117–142.
  • Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.
  • Ма Хуань. Ин я шэн лань цзяочжу [=«Пленительные виды / Полный обзор океанских берегов» со сверкой и коммент. ] /под ред. и с комм. Фэн Чэнцзюня. Пекин, 1955.
  • Погадаев В. А. «Я хочу обручиться с крисом» // Восточная коллекция. 2007. № 3 (30). С. 133–141.
  • Ревуненкова Е. В. Сулалат-ус-салатин: малайская рукопись Крузенштерна и ее куль­турно-историческое значение. СПб., 2008.
  • Ревуненкова Е. В. Индонезия и Малайзия — перекресток культур. СПб., 2010. (Маклаевский сборник; вып. 2).
  • Станюкович М. В. Охота за головами у ифугао: Практика и ритуал (по материалам на­чала XX в.) // Этнография, история, культура стран Южных морей. Маклаевские чтения 1995–1997 гг. СПб., 1997. С. 141–150.
  • Станюкович М. В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колони­альные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и ми­фологии народов мира. СПб., 2015. (Маклаевский сборник; вып. 5). С. 243–264.
  • Станюкович М. В. Кокосовая чарка, бамбуковый стакан. Этнография и этноботани­ка хмельной культуры Юго-Восточной Азии // Сборник МАЭ. Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании. СПб., 2018. Т. 65. С. 29–49.
  • Тафур П. Странствия и путешествия / пер., предисл. и коммент. Л. К. Масиеля Санчеса. М., 2006.
  • Тюрин В. А. Аче — полития на периферии исламского мира // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2010. № 3. C. 32–47.
  • Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1961. Т. 2.
  • Чжао Жугуа. «Чжу фань чжи» (1225 г.). Сообщение о государстве Шривиджая / введ., пер. с китайского и коммент. М. Ю. Ульянова // Восток. Афро-азиатские общества: исто­рия и современность. 1996. № 6. С. 144–155.
  • Чжао Жугуа. «Чжу фань чжи» (1225 г.). Сообщения о подвластных Шривиджае госу­дарствах / введ., пер. с китайского и коммент. М. Ю. Ульянова // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1999. № 1. С. 156–166.
  • Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов (Лин вай дай да) / пер. с кит., введ., ком­мент. и прил. М. Ю. Ульянова. М., 2001.
  • Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М., 1981.
  • Юрченко А. Г. Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космо­графия. СПб., 2007.
  • Янковская А. А. Средневековые арабские источники по Малайско-Индонезийскому региону // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 13: Востоковедение, африканистика. 2014. Вып. 3. С. 47–53.
  • Янковская А. А. География бетеля в «Путешествии» Ибн Баттуты // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. СПб., 2015. (Маклаевский сборник; вып. 5). С. 32–41.
  • Bracciolini P. Historiae de varietate fortunae libri quatuor. Paris, 1723.
  • Breazeale K. Editorial Introduction to Nicolò de’ Conti’s Account // SOAS Bulletin of Burma Research. 2004. Vol. 2. № 2. P. 100–109.
  • Colless B. E. Majapahit Revisited: External Evidence on the Geography & Ethnology of East Java in Majapahit Period // Journal of the Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society. 1975. Vol. 48, № 2 (228). P. 124–161.
  • Federici C. Viaggio di M. Cesare dei Federici, nell’ India orientale & oltra l’India: nelquale si contengo no cose dilettenoli dei riti, & de i costami di quei paesi. Venezia, 1587.
  • Le voyage aux Indes de Nicolò de Conti (1414–1439) / ed. by A.–L. Amilhat-Szary, G. Bouchon. Paris, 2004.
  • Ma Huan. Ying-yai Sheng-lan: The Overall Survey of the Ocean’s Shores (1433) / ed. and transl. by J. V. G. Mills. Cambridge, 1970.
  • Rubiés J.-P. Travel and Ethnology in the Renaissance: South India through European Eyes, 1250–1625. Cambridge, 2000.
  • Suarez T. Early Mapping of Southeast Asia: The Epic Story of Seafarers, Adventurers, and Cartographers Who First Mapped the Regions Between China and India. Singapore, 1999.
  • The Travels of Nicolò Conti in The East in The Early Part of The Fifteenth Century // India in The Fifteenth Century, Being a Collection of Voyages to India / ed. by R. H. Major. London, 1857. P. 1–39.
  • Tucci U. Mercanti, viaggiatori, pellegrini nel Quattrocento // Storia della cultura veneta. Vol. 3: Dal primo Quattrocento al concilio di Trento. P. 2. Venezia, 1980. P. 317–356.