М. В. Фролова, А. И. Лунева. МЕСТЬ КУНТИЛАНАК: ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ПРИЗРАК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ФРОЛОВА Марина Владимировна — к.филол.н., старший преподаватель кафедры фи- лологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии Института стран Азии и Африки, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, Москва) E-mail: m.v.frolova@gmail.com

ЛУНЁВА Александра Игоревна — магистрант Института стран Азии и Африки, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, Москва) E-mail: yatagai.rohler@gmail.com

    

 Скачать  |  К содержанию #3. 2019

 

АННОТАЦИЯ. Статья начинается с обзора группы персонажей низшей мифологии в традиционном фольклоре австронезийского мира. Выделена особая группа заложных покойников, обладающих схожими чертами и функциями. Это зловредные вампиропо- добные призраки женщин и детей, умерших в родах. В Индонезии самым популярным из таких существ считается кунтиланак. Это призрак молодой женщины, который пред- упреждает о своем появлении голосами птиц, ароматом цветов, а в момент узнавания человеком превращается в нежить, намеревающуюся убить свою жертву. Большинство народных рассказов о кунтиланак повествуют либо о смерти в родах, либо об умершей не своей смертью жертве насилия, после чего несчастная превращается в вампиропо- добную нечисть. Ее образ по-разному трактуется в традиции и в современной массовой культуре. В качестве примера в статье подробно проанализирован индонезийский фильм ужасов «Кунтиланак» (2006 г., режиссер Ризал Мантофани), предложены различные ва- рианты прочтения типичных сюжетов о мстящем призраке, в том числе в духе фрейдо- марксизма и феминистской критики. Образ призываемого злого призрака, вышедшего из-под контроля, трактуется и как бессознательные символы страхов и личных травм, и как невысказанное недовольство современной политической и идеологической ситуаци- ей в стране. Историю о кунтиланак как о «жертве патриархата» эксплуатируют индоне- зийские феминистки; мстящий призрак становится универсальным символом маргинала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кунтиланак, австронезийские призраки, хоррор, индонезийская культура, индонезийский фильм ужасов

УДК 398(910)
DOI 10.31250/2618-8600-2019-1(3)-173-192

СПИСОК ИСТ ОЧНИКОВ И ЛИТЕР АТУРЫ

  • Другов А. Ю. Учебное пособие по курсу «Индонезия. Страноведение». М., 2005.
  • Станюкович М. В. Белая дама и ее либрета // Фольклор и антропология города. № 1. Т. 1. 2018. С. 302–320.
  • Хевайц З. Книга Лилит (1980). Касталия, 2012. URL: https://www.e-reading.club/book. php?book=1035966 (дата обращения: 11.03.2019).
  • Creed B. Monstrous Feminine: film, feminism, psychoanalysis. London; New York, 1993.
  • Dumas C. Horror and Psychoanalysis. An Introductory Primer // A Companion to the Horror Film. Chichester, 2014. P. 21–37.
  • Geertz C. The Religion of Java. Chicago; London, 1960.
  • Hock Soon Ng A. Sisterhood of Terror. The Monstrous Feminine of Southeast Asian Horror Cinema // A Companion to the Horror Film. Chichester, 2014. P. 442–459.
  • Heider K. G. Indonesian Cinema: National Culture on Screen. Honolulu, 1991.
  • Humphrey D. Gender and Sexuality Haunts the Horror Film // A Companion to the Horror Film. Chichester, 2014. P. 38–55.
  • Kreems N. Hantu Kuntilanak adalah Ikon Feminis Asia Tenggara // Vice Indonesia. 17.09.2018. URL: https://www.vice.com/id_id/article/kz5evx/hantu-kuntilanak-adalah-ikon-feminis-asia-tenggara?site=vice&utm_campaign=qv9yeb&utm_source=stylizedembed_vice. com (accessed: 11.03.2019).
  • Maheswarina T. A. Kepercayaan Masyarakat dalam Film Kuntilanak // Digital Library Universitas Negeri Malang. 2012. URL: http://library.um.ac.id/free-contents/index.php/pub/ detail/kepercayaan-masyarakat-jawa-dalam-film-kuntilanak-tassa-ary-maheswarina-54427. html (accessed: 11.03.2019).
  • Mercatante A. S., Dow J. R. The Facts on File Encyclopedia of World Mythology and Legend. New York, 2004.
  • Murtagh B. Genders and Sexualities in Indonesian Cinema: Constructing gay, lesbi and waria identities on screen. London; New York, 2013.
  • Nicholas C. L. Speaking about Ghosts (Cerita Hantu Melayu). Malay Narratives-In- Interaction. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. Norman, Okhlahoma, 2004.
  • Ramos M. D. Creatures of Philippine Lower Mythology. Quezon City, Philippines, 1971.
  • Sharrett C. The Horror Film as Social Allegory (And How it Coes Undone // A Companion to the Horror Film. Chichester, 2014. P. 56–72.
  • Skeat W. W. Malay Magic. In Introduction to the Folklore and popular religion of the Malay Peninsula. New York, 1900.
  • Winstedt R. O. Shaman, Saiva and Sufi. A Study of the Evolution of the Malay Magic. Singapore, 1924.
  • Wood R. Hollywood from Vietnam to Raegan and Beyond. New York, 2003