Селезнев А. Г. Ислам в Сибири: некоторые направления антропологического изучения

СЕЛЕЗНЕВ Александр Геннадьевич — к.и.н., с.н.с., Омская лаборатория, Институт археологии и этнографии СО РАН; доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Россия, Омск) 

E-mail: seleznev@myttk.ru

    

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Рубеж XX–XXI вв. знаменовался бурным всплеском исследовательского интереса к исламу в Сибири. В статье обсуждаются некоторые тенденции антропологического изучения данного феномена. Формирование мусульманской религиозной культуры в Сибири протекало на базе синкретичного по характеру, регионального, «народного» варианта ислама. Наиболее наглядно региональный вариант ислама в Сибири проявляется в форме культа святых. Связь Сибири с остальным исламским миром демонстрируют святилища астана, являющиеся ключевым элементом данного культа. Специальное внимание в работе уделено трансформации института смотрителей за священными могилами. Последний выступает в качестве важнейшего механизма формирования религиозных элит. Обсуждается возвышение роли женщин в функционировании рассматриваемого института. В статье анализируется феномен книжной культуры мусульман Сибири, традиция создания и ритуального использования местных исламских религиозных текстов. Актуализация и «открытие» священных мест, усиление роли религиозных элит, в том числе смотрителей за святыми могилами, сакрализация рукописных и старых печатных религиозных книг рассматриваются как факторы формирования исламской религиозной идентичности. 

Сибирская эмпирика вполне соответствует конструкционистской (антиэссенциалистской) модели развития общественного, в том числе религиозного, сознания. В рамках обществ с такой идеологией принципиально невозможно выстраивание некоего монолитного религиозного дискурса, но при этом религиозный фактор выступает в качестве удобного инструмента национального конструирования и легитимизации элит. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология ислама, Сибирь, культ святых в исламе, исламские религиозные элиты, исламские комплексы астана, исламские тексты, религиозная идентичность

УДК 297.17(571.1/.5) 

DOI 10.31250/2618-8600-2018-2-160-187 

 

Список источников и литературы

МАЭ ОмГУ. Ф. 1. 2007 г. Д. 190-1. К. 55. Материалы Средне-Иртышской этнографической экспедиции Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского иИнститута археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Записано от ХатирыВагитовны Алеевой, 1924 г. р., д. Ашеваны Усть-Ишимского района Омской области.Соб. А. Г. Селезнев 2007 г.

Алишина Х. Ч. Ономастикон сибирских татар. Тюмень, 1999. Ч. 1.

Ахметова Ш. К. Қожа в этнической истории казахов Западной Сибири // Казанскаянаука. 2013. № 4. С. 12–14.

Бакиева Г. Т. «Быть в Тобольске в татарских головах...» (из истории рода служилыхтатар Кульмаметьевых) // Сибирские исторические исследования. 2015. № 4. С. 10–29.

Бахтиев Р. Ф. Шеджере сибирских татар (по списку Н. Ф. Катанова) как языковой источник: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2013.

Белич И. В. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцевЗападной Сибири (к 100-летию публикации Н. Ф. Катановым рукописей Тобольского музея) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2005. № 6. С. 153–171.

Белич И. В. Особенности ислама у сибирских татар // История татар. Казань, 2014.Т. 4: Татарские государства XV–XVIII вв. С. 480–487.

Белич И. В. «Знамения, почем познавать в чертеже какие места» (к вопросу о местонахождении могилы Ермака) // Актуальные вопросы общественных наук: социология,политология, философия, история. Новосибирск, 2015. С. 51–68.

Белич И. В., Богомолов В. Б. Погребальный ритуал курдакско-саргатских татар //Экспериментальная археология. Тобольск, 1991. Вып. 1. С. 158–178.

Белич И. В., Бустанов А. К. Заметки о суфийских традициях в Западной Сибири // PaxIslamica. 2010. № 2 (5). С. 39–58.

Бустанов А. К. Фамильная хроника сибирских сайидов: Шаджара Рисаласи (текст,перевод, комментарии) // Ислам в современном мире. 2009а. № 1–2 (13–14). С. 45–61.

Бустанов А. К. Манускрипты суфийских шайхов: туркестанская традиция на берегах Иртыша // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума.Омск, 2009b. С. 195–230.

Бустанов А. К. Суфийские легенды об исламизации Сибири // Тюркологическийсборник, 2009–2010. М., 2011. С. 33–78.

Бустанов А. К. Книжная культура сибирских мусульман. М., 2013.

Бустанов А. К., Белич И. В. К наследию сибирских суфиев // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2010. С. 211–216.

Бустанов А. К., Корусенко С. Н. Родословные сибирских бухарцев: Имьяминовы //Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 2 (42). С. 97–105.

Бустанов А. К., Корусенко С. Н. Родословные сибирских бухарцев: Шиховы //Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. № 4 (60). С. 136–145.

Гришин Я. Я. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Казань, 1995.

Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Ремезовская летопись. История Сибирская.Летопись Сибирская Краткая Кунгурская: исследование, текст и перевод: науч.-справ.аппарат факсимильного издания рукописи б-ки РАН (Санкт-Петербург). Тобольск, 2006.

Зиннатуллина Г. И., Рахимов Р. Х., Яхин Ф. З. Новый источник по истории ислама вСибири // Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 427–433.

Ислам в истории и культуре Тюменского края. Тюмень, 2004.

Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири. Тюмень, 2007. Т. 1:Источники и историография.

Исхаков Д. М. Ислам в позднезолотоордынских татарских ханствах // Ислам в СреднемПоволжье: история и современность. Казань, 2002. С. 57–89.

Исхаков Д. М. Введение в историю Сибирского ханства. Казань, 2006.

Исхаков Д. М. Институт сейидов в улусе Джучи и позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах. Казань, 2011.

Исхаков Д. М. Исламские институты в татарских государствах // История татар.Казань, 2014. Т. 4: Татарские государства XV–XVIII вв. С. 440–480.

Исхаков Д. М. Распространение ислама в Сибири и его локальные особенности //История и культура татар Западной Сибири. Казань, 2015. С. 494–507.

Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III — серединаXVI вв.). Казань, 2007.

Катанов Н. Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в г. Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1897. Вып. 7. С. 51–61.

Катанов Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцевЗападной Сибири (по рукописям Тобольского губернского музея). Казань, 1904.

Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. М.; СПб., 2004.

Коблова Е. Ю. Ишимское ханство в источниках и историографии // Средневековыетюрко-татарские государства. 2010. № 2. С. 36–40.

Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII–XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. Новосибирск, 2003.

Корусенко М. А., Ожередов Ю. И., Ярзуткина А. А.Мифология сибирских татар всимволах образов и вещей (опыты прочтения). СПб., 2013.

Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. Омск, 2011.

Костюков В. П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв. Сер.: История и культураЗолотой Орды. Казань, 2010. Вып. 11.

Маслюженко Д. Н. Сибирская княжеская династия Тайбугидов: истоки формирования и мифологизации генеалогии // Средневековые тюрко-татарские государства. 2010.№ 2. С. 9–21.

Маслюженко Д. Н. Деятельность суфийских орденов на территории Тюменского иСибирского ханств // Вестник Томского государственного университета. История. 2015.№ 2 (34). С. 5–9.

Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство: военно-политические аспектыистории. Казань, 2012.

Миков Л. Култова архитектура и изкуство на хетеродоксните мюсюлмани в България(XVI–XX век). София, 2007.

Панченко А. А. Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках // Сны ивидения в народной культуре. Сост. О. Б. Христофорова. М., 2002. С. 9–25.

Потанин Г. Н. Завоевание и колонизация Сибири // Живописная Россия. 1884. Т. 11.С. 31–48.

Рабинович Е. И. Сны Пробуждённых: сон и сновидения в культуре, религии, политикеТибета. Екатеринбург, 2013.

Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. 4: Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар. СПб., 1872.

Рахимов Р. Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. Тюмень, 2006.__

Рахимов Р. Х. Институт Астаны // История и культура татар Западной Сибири. Казань,2015. С. 519–531.

Резван М. Е. Герменевтика сновидения в контексте общемусульманской сновидческойреальности (на примере сновидений о Коране) // Центральная Азия: традиция в условияхперемен. СПб., 2009. Вып. 2. С. 48–75.

Резван М. Е. Коран в системе мусульманских магических практик. СПб., 2011.

Сайфулина Ф. С., Хасанова М. С. Язык тоболо-иртышских татар. Фонетическийаспект (на материале фольклора сибирских татар). Тобольск, 2008.

Самигулов Г. Х., Тычинских З. А. Новые источники по истории мурз Кульмаметевых //Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 1 (40). С. 99–107.

Селезнев А. Г. Об одном успешном международном проекте Омского филиалаОбъединенного института истории, филологии и философии СО РАН (к выходу в светкнижкиEnislamSiberian.Paris: Edition de l’EHESS, 2000. P. 341–356. (Cahiers du monderusse, 41/2–3) // История и культура Сибири. Омск, 2001. С. 120–128.

Селезнев А. Г. К распространению исламских сакральных комплексов Сибири: астанадеревни Лугово-Аевск Тевризского района Омской области // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2012. Ч. 2. С. 58–61.

Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Священные манускрипты: к изучению культа святыхв сибирском исламе // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2006. Т. 12. Ч. 2. С. 165–171.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Концепт астана и культ святых в исламе //Тюркологический сборник 2007–2008. М., 2009а. С. 338–359.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Общение во сне: смотрители за священными могиламив сибирском исламе // Сибирский сборник — 1: Погребальный обряд народов Сибири исопредельных территорий. Кн. 1. СПб., 2009b. С. 39–49.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Культ святых как фактор формирования этнорелигиозной идентичности мусульман Западной Сибири // Orta Asya’da İslâm: Temsilden Fobiye.Ankara; Türkistan, 2012. Cilt. 2. С. 1207–1267.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ритуальные практики в сибирском исламе: элиты, книги, сны // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 120–132.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Культ святых // История и культура татар ЗападнойСибири. Казань, 2015а. С. 508–519.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Мусульманские культовые комплексы Сибири в картографических материалах Семена Ульяновича Ремезова // Вестник Омского университета.Сер.: Исторические науки. 2015b. № 4 (8). С. 165–173.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ислам в Сибири: тенденции современных этноконфессиональных процессов // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул, 2017. Т. 3. С. 43–60.__

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Антропология ислама в Сибири: импульсы центральноазиатского влияния // Оазисы шелкового пути. Современные проблемы этнографии,истории и источниковедения Центральной Азии: К 100-летию доктора историческихнаук Балкис Халиловны Кармышевой. М., 2018. С. 824–840.

Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: спецификауниверсального, М., 2009.

Соколовский С. В. Сновидческая реальность — бессознательное российской антропологии? // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 3–15.

Татауров С. Ф. Купцы Айтикины: несколько страничек к истории семьи // Актуальныевопросы историко-культурного и природного наследия Тарского Прииртышья: материалыV науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. В. Ваганова. Тара, 2010. Т. 2: Архивная секция.С. 78–87.

Трепавлов В. В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М., 2012.

Тычинских З. А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общностисибирских татар (XVII–XIX вв.). Казань, 2010.

Тюменский казыят провел ифтары в труднодоступных деревнях // Информационно-аналитический портал IslamRF.ru. 29.09.2008. URL:http://islamrf.ru/news/rusnews/russia/4803/ (дата обращения: 30.03.18).

Фахрутдинов К. Х. Религия и человек. Из опыта тюменских атеистов, работающихсреди мусульман. Свердловск, 1967.

Хорографическая чертежная книга Сибири Семена Ульяновича Ремезова. Тобольск:Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска, 2011. Т. 1: Факсимиле.Т. 2: Исследования, текст, научно-справочный аппарат факсимильного издания рукописи.

Ярзуткина А. А. Ритуалы достатка: традиционные земледельческие, скотоводческие ипромысловые культы сибирских татар. СПб., 2012.

Ярков А. П. Ислам в Южной Сибири в Средние века // Религиозный ландшафт ЗападнойСибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул, 2014. Т. 1. С. 47–60.

Agdzhoyan A. T., Zaporozhchenko V. V., Skhalyakho R. A., Balanovsky O. P., Balanovska E. V., Kuznetsova M. A., Padyukova A. D., Dolinina D. O., Ulyanova M. V., Lavryashina M. B., Koshel S. M., Zhabagin M. K., Yusupov Y. M., Mustafin K. K., Tychinskih Z. A. Gene Pool of Siberian Tatars: Five Ways of Origin for Five Subethnic Groups //Molecular Biology. 2016. № 50 (6). P. 860–873.

Bukharaev R. Islam in Russia: the Four Seasons. Richmond, 2000.

Burton A. The Bukharans: A Dynastic, Diplomatic and Commercial History 1550–1702.Richmond, 1997.

Bustanov A. The Sacred Texts of Siberian Khwaja Families, The Descendants of SayyidAta // Journal of Islamic Manuscripts. 2011. Vol. 2. P. 70–99.

Bustanov A. Notes on the Yasaviya and Naqshbandiya in Western Siberia in the 17th — Early20th Centuries // N. Pianciola, P. Sartori (Eds.) Islam, Society and States across The QazaqSteppe (18th — early 20th centuries). Wien, 2013. P. 69–93.

Dudognion S. A. (ed.) En islam Siberian // Cahiers du monde russe. 2000. № 41/2–3. P. 207–444.

Dudognion S. A. Islam in Siberia: Historical and Anthropological Aspects // Asiatic Russia:Partnerships and Communities in Eurasia. New Delhi, 2009. P. 80–86.

Felek Ö., Knysh A. D. (eds.) Dreams and Visions in Islamic Societies. Albany; New York,2012.

Frank A. J. Bukhara and The Muslims of Russia: Sufism, Education, and The Paradox ofIslamic Prestige. Leiden, Boston, 2012.

Inan A. Sibirya’da islâmiyetin yayilişi // Türk Tarih Kurumu Yayinlarindan. 1968. Ser. 7.Sa. 50. P. 331–338.

Karabulatova I. S., Ermakova E. N., Shiganova G. A. Astana the Capital of Kazakhstan andAstanas in Siberia as a Linguistic Cultural Aspect of the National Islam of Eurasia // TerraSebus: Acta Musei Sabesiensis, Special Issue. 2014. P. 15–30.

Karabulatova I. S., Sayfulina F. S. Mytholinguistic Interpretation of Sacral Toponym Astanain Sociocultural Practice of the Siberian Tatars // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 5.P. 303–310.

Khusnutdinova L. G., Galiullina S. D., Ivanova O. M., Bilalova L. M., Sayfulina F. S. AnIdeal World in the Medieval SUFI Literature of Siberian Tatars // Mediterranean Journal ofSocial Sciences. May 2015. Vol. 6. № 3. S. 4. P. 207–211.

Lifchez R. The Lodges of Istanbul // The Dervish Lodge: Architecture, Art, and Sufism inOttoman Turkey. Berkeley, 1992. P. 73–129.

Noack Ch. Die sibirischen Bucharioten — eine muslimische Minderheit unter russischerHerrschaft // Cahiers du monde russe. 2000. № 41/2–3. S. 263–278.

Sayfulina F. S., Karabulatova I. S., Yusupov F. Yu., Gumerov I. G. Contemporary Issues ofTextual Analysis of Turkic-Tatar Literary Monuments of Western Siberia // World Applied SciencesJournal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. P. 492–496.

Seleznev A. G., Selezneva I. A. The Cult of Saints within Siberian Islam: AnthropologicalApproach to Studying of Pre-Soviet Tradition and Post-Soviet Transitions // Communities,Institutions And Transition In Post-1991 Eurasia. New Delhi, 2011. P. 425–435.

Şimşekler N. The Spread of The Mawlawiyya and The Reasons for Its Spread in The AegeanRegion in The XVIth Century // Journal of Rumi Studies. 2007. № 1. P. 143–158.

Shulman D., Stroumsa G. G. (eds.) Dream Cultures: Explorations in the ComparativeHistory of Dreaming. Oxford, 1999.

Tedlock B. (ed.) Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations. Cambridge,1987.

The Atlas of Siberia by Semyon U. Remezov: Facsimile edition with an introduction by LeoBagrow // Imago Mundi. Suppl. 1. S-Gravenhage, 1958.