Родионов М. А. Обряды племен из ал-Мишкаса (Южная Аравия): трансформация социальной нормы

РОДИОНОВ Михаил Анатольевич — д.и.н., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 

E-mail: mrodio@yandex.ru

   

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Ал-Мишкас — район Южной Аравии, в котором сохранились черты доисламской культуры Хадрамаута, Махры, острова Сокотра и Ирана. Местный краевед Абд ар-Рахман Абд ал-Карим ал-Маллахи (1936–2013) первым начал собирать полевой этнокультурный материал в ал-Мишкасе и открыл этот край для ряда исследователей, включая автора статьи. Накопленные данные позволяют рассмотреть ключевые аспекты соционормативной культуры, бытовавшие в двух локальных племенных союзах, саʿин и ал-хумум, еще три десятилетия назад. После того как йеменский Север и йеменский Юг образовали единую Йеменскую Республику (1990) официальные социокультурные установки южан начали меняться. То, что совсем недавно считалось в Народной Демократической Республике Йемен прогрессивными народными традициями, дававшими почву для равноправия полов, стало рассматриваться как позорные пережитки языческой джахилии, несовместимые с исламскими нормами. Это касается и другого социального института: чрезвычайно важного для племен ал-Мишкаса обряда жизненного цикла — коллективной церемонии обрезания мальчиков-подростков, которая совсем недавно воспринималась как публичная манифестация культурного наследия (махриджан). 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Южная Аравия, Хадрамаут, ал-Мишкас, социальная норма, этнокультурная практика, социально-правовой статус женщины, коллективное обрезание, семейно-брачная терминология

УДК 39(533) 

DOI 10.31250/2618-8600-2018-2-151-159 

 

Список источников и литературы 

Родионов М. А. Племена ал-Мишкаса: ал-хумум и са‘ин // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1993. Вып. 1. С. 60–75. 

Родионов М. А. Демоны слов на краю Аравии. Общество и стихотворство Хадрамаута. СПб., 2009. 

Родионов М. А. Овцы и дикие пчелы в культурной памяти Хадрамаута // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 211–214. 

Bā Wazīr A. Ṣafaḥāt majhūla min ḥayyāt al-marʾa fī Ḥaḍramawt. Al-Mukallā, 1981. 

Dostal W. Mahra and Arabs in South Arabia. A Study in Inter-ethnical Relations // Arabian Studies in Honour of M. Ghul. Ed. M. Ibrahim. Wiesbaden, 1989. P. 27–30. 

Dostal W. “Sexual Hospitality“ and the Problem of Matrilineality in Southern Arabia // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 1990. Vol. 20. P. 17–30. 

al-MallāḥīʻAbd al-Raḥmān. Al-Dalālāt al-ijtimāʿīya wa-l-lughawīyya wa- l-thaqāfīya li-mahrijānāt khitān ṣubyān qabāʾil al-Mishqāṣ, thaʿīn wa al-ḥumūm. [Hadramawt], 2001. 

Rodionov M. The Western Hadramawt: Ethnographic Field Research, 1983–1991 // Orientwissenschaftliche Hefte. OWZ der Martin-Luther-Universitaet Halle-Wittenberg. Hft 24. 2007. 307 p.

Rodionov M., Schoenig H. The Hadramawt Documents, 1904–1951: Family Life and Social Customs under the Last Sultans. Orient-Institut Beirut: Ergon, 2011 (Beirutes texte und Studien 130). 

Serjeant R. B. Customary Law among the Fishermen of al-Shihr // Middle East Studies and Libraries. London, 1980. P. 193–203.