Головнёв А. В. Кочевники Арктики: искусство движения

ГОЛОВНЁВ Андрей Владимирович — чл.-корр. РАН, директор, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 

E-mail: Andrei_golovnev@bk.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Номадизм — не тень прошлого, а культура настоящего и будущего, которая не отмирает, а лишь меняет свой облик. Поэтому правильнее исследовать кочевников не как увядающую традицию, а как школу движения, которая дает нам уроки мобильности и адаптивности. Раньше подобное исследование было затруднено не только потому, что номадизм ассоциировался с варварством, но и за отсутствием средств записи кочевания. Появление инструментов записи и анализа мобильности связано с визуально- виртуальной революцией. Авторский метод антропологии/этнографии движения, условно называемый КПД (карта–путь–действие), предполагает запись движения средствами картографии и GPS-мониторинга с попутным визуальным сопровождением. Базовыми для исследования арктического номадизма стали чукотская, ненецкая и ижемско-саамская кочевые традиции в их вариациях на Чукотке, Ямале и Кольском полуострове по полевым наблюдениям 2013–2018 гг. Дизайн мобильности трех кочевых сообществ варьирует в зависимости от ландшафта, близости к морским берегам, горам и лесам, а также оседлым группам, административным центрам и промышленным объектам. Из трех рассмотренных традиций оленеводства и номадизма самой прочной следует признать ямальскую (ненецкую), сохраняющую алгоритм совместного движения людей и оленей, ритмичной работы «трансформера», реализации принципа техноанимации и др. Чукотский опыт открывает матрицу трехуровневой мобильности (пешая, оленная и авто-авиа «орбиты») с целым рядом критических ситуаций и рисков. Кольская картина транспортно-технологической «смеси» и замены традиционного оленеводства промышленным производством оленины представляет собой не столько номадизм, сколько механизм (вахт, загонов, забоев и т. д.). Искусство движения в исполнении кочевников Арктики состоит в многообразии динамичной трансформности кочевья–стойбища, пути–паузы, пастухов–стада (Ямал), трехуровневой матрице мобильности в тонусе риска (Чукотка), управлении механизмом оленепроизводства средствами посткочевых технологий (Кольская тундра).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология движения, номадизм, оленеводство, Арктика, ненцы, чукчи, саамы, коми-ижемцы 

УДК 397(=1.17-81)

DOI 10.31250/2618-8600-2018-2-6-45

Список источников и литератур

Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

Богороз В. Г. Чукчи. Ч. 1. Л., 1934.

Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908.

Головнёв А. В. К истории ненецкого оленеводства // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири. Новосибирск, 1989. С. 94–108.

Головнёв А. В. Ненцы: оленеводы и охотники // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997. С. 80–90.

Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009.

Головнёв А. В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм // Уральский исторический вестник. 2014. № 4 (45). С. 133–138.

Головнёв А. В. Кочевники Арктики: стратегии мобильности // Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. Т. 44. № 4. С. 131–140.

Головнёв А. В. Арктический этнодизайн // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 6–15.

Головнёв А. В. Концептуализация мобильности в антропологии и этнографии // Уральский исторический вестник. 2018. № 3 (60). С. 6–15.

Головнёв А. В., Лёзова С. В., Абрамов И. В., Белоруссова С. Ю., Бабенкова Н. А. Этноэкспертиза на Ямале: ненецкие кочевья и газовые месторождения. Екатеринбург, 2014.

Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Абрамов И. В., Куканов Д. А., Рогова А. С., Усенюк С. Г. Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры. Екатеринбург, 2015.

Головнёв А. В., Гарин Н. П., Куканов Д. А. Оленеводы Ямала (материалы к Атласу кочевых технологий). Екатеринбург, 2016.

Грей П. А. Современное состояние оленеводства на Чукотке // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 44–56.

Кучинский М. Г. Риторика традиционности и реалии природопользования // Расы и народы. М., 2007. Вып. 33. С. 58–89.

Мироненко О. Пути оптимизации системы землепользования и землеустройстваоленеводческо-промысловых хозяйств // Новости оленеводства. 2000. № 1. URL: http://academnet.neisri.ru/academnet/infocentr/f_f/oleni/1-2000/5.html (дата обращения: 01.11.2018).

Михайлова Е. А. Скитания Варвары Кузнецовой. Чукотская экспедиция Варвары Григорьевны Кузнецовой. 1948–1951 гг. СПб., 2015.

Первоначальное заселение Арктики человеком в условиях меняющейся природной среды: атлас-монография. М., 2014.

Проект организации территорий оленьих пастбищ СХПК «Тундра» Ловозерского района Мурманской области / ОАО «Мурманское землеустроительное предприятие». Мурманск, 2008. Архив СХПК «Тундра».

Север и Северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 2012.

Старшая Эдда. Пер. А. И. Корсуна. Ред., вступ. статья и коммент. М. И. Стеблин- Каменского. М., 1963.

Урри Дж. Мобильности. М., 2012.

Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. М., 1972.

Черняков З. Е. Очерки этнографии саамов. Рованиеми, 1998.

Beach H. The Devitalization and Revitalization of Sámi Dwellings in Sweden // About the Hearth: Perspectives on the Home, Hearth and Household in the Circumpolar North. New York; Oxford, 2013. P. 80–102.

Deleuze G., Guattari F. A Thousand Plateaus. Capitalism and Schizophrenia. Mineapolis, London, 1987.

Golovnev A. Challenges to Arctic Nomadism: Yamal Nenets Facing Climate Change Era Calamities // Arctic Anthropology. 2017. Vol. 54. № 2. P. 40–51.

Golovnev A. V. Peoples and Borders of the Russian North. In: Special Issue on the North // Scandinavian-Canadian Studies. 2000–2001. Vol. 13. P. 22–34.

Ingold T. Being Alive. Essays on movement, knowledge and description. London; New York, 2011.

Leed E. J. The Mind of the Traveler: From Gilgamesh to Global Tourism. New York, 1991.

Vaté V. Dwelling and the Lanscape among the Reindeer Herding Chukchis of Chukotka // Landscape and Culture in Northern Eurasia. Walnut Creek, California, 2011. P. 135–160.