Давыдов В. Н. Стратегии использования пространства и режимы автономности: отношения эвенков и государства на Северном Байкале

ДАВЫДОВ Владимир Николаевич — к.с.н., PhD in Anthropology, заведующий отделом этнографии Сибири, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 

E-mail: davydov.kunstkamera@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Эвенки всегда жили в местах культурных взаимодействий и контактов. Практически не было мест, где они находились бы в изоляции, не вступали бы во взаимоотношения с соседями и государственными органами управления. В данной статье трансформация мобильности эвенков Северного Байкала рассматривается как результат сложных взаимодействий, происходящих в контексте совмещения различных темпоральностей — способов организации перемещений и практик во времени (первый связан с мобильностью охотников и оленеводов, второй проявляется благодаря присутствию государства). Каждый институт и социальная группа обладают своей особой темпоральностью. Попытка объединения различных темпоральных режимов приводит к появлению новых форм мобильности местного населения. Совместные перемещения с оленями, знания об окружающей среде и специальные навыки давали эвенкам возможность длительного автономного существования. Появление новых центров перераспределения ресурсов неизбежно влекло за собой изменение стратегий использования пространства эвенками и влияло на изменение степени их автономности от государственных институтов. В результате налаживания системы государственного снабжения и строительства инфраструктуры эта автономность постепенно уменьшалась. Рассмотрение данного процесса позволяет проанализировать качественные изменения практик мобильности эвенков Северного Байкала, отличительной чертой которых становится рост маятниковых перемещений между местами интенсивного использования.

Полевые исследования проводились в Северобайкальском районе Республики Бурятия в 2007–2009, 2012–2014 и 2017–2018 гг. Общая продолжительность полевой работы в регионе — более 15 месяцев. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильность, использование пространства, автономность, темпоральность, переход к оседлости, государство, инфраструктура, эвенки Северного Байкала

УДК 39(57) 

DOI 10.31250/2618-8600-2018-46-66 

 

Список источников и литературы 

Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник МАЭ. 1957. Т. 17. С. 151–186. 

Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Л., 1969. 

Головнёв А. В. Арктический этнодизайн // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 6–15.

Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Абрамов И. В., Куканов Д. А., Рогова А. С., Усенюк С. Г.Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры. Екатеринбург, 2015. 

Давыдов В. Н. Власть проводника: каюры-эвенки и использование оленного транспорта на Северном Байкале // Ранние формы потестарных систем. СПб., 2013. С. 267–280. 

Давыдов В. Н. Использование мобильных и стационарных построек эвенками и политика перехода к оседлому образу жизни на Северном Байкале // Социальная организация у народов Сибири: традиция и современность. СПб., 2017. С. 162–201. 

Давыдова Е. А. «Процедуры потребления» государственного порядка чукчами (по материалам конца XVIII–XIX вв.) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 135–138. 

Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб., 2013. 

Доппельмаир Г. Г. Соболиный промысел на северо-восточном побережье Байкала: материалы Баргузинской экспедиции Г. Г. Доппельмаира 1914–1915 гг. Верхнеудинск; Л., 1926. 

Забелин К. А. Очерки по экономике Северо-Байкальского района // Жизнь Бурятии. 1930. № 4. С. 35–57. 

Малых П. Орочены баргузинской тайги // Забайкальский таежник. 1925. № 2. С. 8–10. 

Неупокоев В. Большой шаман-Кындыгир (из преданий северобайкальских тунгусов) // Жизнь Бурятии. 1926. № 4–6. C. 28–30. 

Сирина А. А. Катангские эвенки в XX веке: расселение, организация среды жизнедеятельности. М.; Иркутск, 2002. 

Сирина А. А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М., 2012. 

Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969. 

Урри Д. Мобильности. М., 2012. 

Шимкевич П. П. Орочоны Забайкалья и их охота // Приложение к газете «Приамурские ведомости». 1894. № 24. С. 1–6. 

Широкогоров С. М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географическом распространении и истории этих групп). М., 2017.

Шубин А. С. Современное эвенкийское село // Исследования по истории Бурятии. Трудыкомплексногонаучно-исследовательскогоинститута. 1963. № 11. С. 179–188. 

Anderson D. G. Identity and Ecology in Arctic Siberia: The Number One Reindeer Brigade. Oxford, 2000. 

Davydov V. N. Temporality of Movements in the North: Pragmatic Use of Infrastructure and Reflexive Mobility of Evenki and Dolgan Hunters, Reindeer Herders, and Fishers // Sibirica. 2017. Vol. 16. № 3. P. 14–34. 

Dumont A. The Many Faces of Nomadism among the Reindeer Ewenki //Reclaiming the Forest: The Ewenki Reindeer Herders of Aoluguya. New York, 2015. P. 77–100. 

Ingold T. The Temporality of the Landscape // World archaeology. 1993. Vol. 25. № 2. P. 152–174. 

Lavrillier A. Climate Change among Nomadic and Settled Tungus of Siberia: Continuity and Changes in Economic and Ritual Relationships with the Natural Environment // Polar record. 2013. Vol. 49. № 3. P. 260–271. 

Martis K. C. The Geographical Dimensions of a New Nation, 1780s–1920s // North America: The Historical Geography of a Changing Continent. London, 2001. P. 143–164. 

Morris A. Centuries of Black Protest: Its Significance for America and the World // Race in America: The Struggle for Equality. Madison, 1993. P. 19–72. 

Sirina A. A. People Who Feel the Land: The Ecological Ethic of the Evenki and Eveny // Anthropology and Archaeology of Eurasia. 2008. Vol. 47. № 3. P. 9–37. 

Ssorin-Chaikov N. V. Two Lenins: A Brief Anthropology of Time. Chicago, 2017.