Черных А. В. Цыганский номадизм: российские модели (ХIХ — первая половина ХХ вв.)

ЧЕРНЫХ Александр Васильевич — чл.-корр. РАН, д.и.н., заведующий сектором этнологических исследований отдела истории, археологии и этнографии, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (Россия, Пермь) 

E-mail: atschernych@yandex.ru 

  

К содержанию #2. 2018

 

АННОТАЦИЯ.В статье рассматривается проблема цыганского номадизма в России. Предпринят анализ терминологии, используемой для обозначения цыганского номадизма, основные подходы к определению его специфики, приводятся номинации «сервисный номадизм», «коммерческий номадизм» и другие, используемые в международных и российских исследованиях. Определяются основные закономерности цыганского номадизма в России: сезонность, связь особенностей кочевания с хозяйственными занятиями, проживание и кочевание в ареале земледельческих народов России. Автор приходит к выводу о том, что специфика кочевого быта и мобильности цыганского населения России зависела от многих факторов, среди которых: особенности традиционных занятий той или иной группы, особенности сложившихся кочевых традиций, состав и характер взаимодействия с окружающим иноэтническим населением, нормы законодательства, регулирующие и ограничивающие передвижение населения в рамках государства, время формирования этнической группы на территории России и характер ее адаптации к российским социально-экономическим и этнокультурным реалиям. Приводятся примеры формирования групп оседлых цыган, что разрушает миф «о кочевании» как об универсальной характеристике, свойственной всем цыганским сообществам. Выделяется несколько сложившихся моделей кочевий: 1) локальная, проявившаяся у некоторых старожильческих групп (проживание на постоянном месте, уход на кочевье в летний период и возвращение к прежнему месту проживания к зиме); 2) региональная, характерная для большинства старожильческих цыганских групп, прежде всего — русских цыган; 3) масштабная российская модель кочевой культуры, характерная для цыган-кэлдэраров. В «классических» формах с различными вариантами и проявлениями данные модели существовали до середины ХХ в. Исследование основано на полевых, архивных и опубликованных источниках. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цыгане России, номадизм, кочевые традиции, кочевой быт, модели мобильности, этнические группы цыган

УДК 397.4 

DOI 10.31250/2618-8600-2018-2-111-130 

 

Список источников и литературы 

ПМА 2017a. Пос. Щучье Озеро Октябрьского района Пермского края, русские цыгане. 

ПМА 2017b. Ижевск. 

ПМА 2005. Пермский край, д. Ольховка. 

Абраменко О. А. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русская и лотфитка рома). СПб., 2006.

Бессонов Н. В. Цыгане // Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы. СПб., 2002. URL: http://liloro.ru/romanes/bessonov4.htm (дата обращения: 14.01.2018). 

Бессонов Н. В. Миф о «кочевом племени» // Цыгане России. URL: http://gypsy-life.net/ mif-17.htm (дата обращения: 10.05.2018a). 

Бессонов Н. В. Есть ли сейчас кочевые цыгане? // Цыгане России. URL: http://gypsy-life.net/foto-06.htm (дата обращения: 10.05.2018b). 

Бугай Н. Ф. Цыгане России: общество, адаптация, консенсус (1900–2010). М., 2012. 

Военно-статистическое обозрение Российской Империи. СПб., 1851. Т. 3. Ч. 1. Санкт- Петербургская губерния.

Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган — новый взгляд. Воронеж, 2000. 

Кеппен П. И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России. СПб., 1861. 

Килин А. П. Политика перевода цыган на оседлый образ жизни: проблемы реализации (1926–1937) // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2005. Вып. 5. С. 187–226. 

Киселева Т. Ф. Цыганы европейской части Союза ССР и их переход от кочевания к оседлости: автореф. дис. … канд. ист. наук. Москва, 1952. 

Лекоент де Лаво Г. Описание Нижнего Новгорода и ежегодно бывающей в нем ярмарки. М., 1829. 

Марушиакова Е. Сервизните номади на Балканите // Проблеми на съвременната етнология. София, 2004. С. 322–340. 

Марушиакова Е., Попов В. Циганите в Османската империя. София Център за циганоложки изследвания: Литавра,2000. 

Марушиакова Е., Попов В. Преходът от чергарствоване към усядане. Христоматия по ромска култура. София, 2004. С. 9–22. 

Махотина И., Панченко Я. Материалы для изучения цыган-влáхов и их диалекта (территориальное подразделение кубáнцуря) // Romii/Ţiganii din Republica Moldova: Comunitate etnosocială, multiculturală, istorico-tradiţională (1414–2014). Chişinău, 2014. С. 128–140. 

Петрович О. (Мурша ле Ристоск’ ай ла Ленако). Бароны табэра Сапоррони. СПб., 2007. 

Плохинский М. Цыгане старой Малороссии (по архивным документам) // Этнографическое обозрение. 1890. № 4. С. 95–117. 

Смирнова-Сеславинская М. В. Формирование «старожильческого» цыганского населения и его интеграция в сословную систему России в XVII–XVIII вв. // Roma: past, present, future. Munich, 2016. P. 24–55. 

Смирнова-Сеславинская М. В. Законодательство и государственная политика Российской империи в отношении цыганского населения // Genesis: исторические исследования. 2017. № 8. С. 1–21. 

Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М., 2011. 

Ткачев Г. Этнографические очерки Богучарского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1865–1866 гг. Воронеж, 1867. С. 159–232. 

Черенков Л. Н. Цыгане Москвы и Подмосковья // Цыгане России. URL: http://gypsy-life.net/history26.htm (дата обращения: 12.05.2018).

Черенков Л Н. Цыгане Смоленщины (историко-этнографический очерк) // Смоленская земля. Дорогобужский район: Очерки прошлого и настоящего. М., 2011. С. 256–272. 

Черных А. В. Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора. Пермь, 2003. 

Черных А. В. Кочевое прошлое и современная мобильность цыган-кэлдэраров России // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 35–43. 

Черных А. В. Цыгане-кэлдэрары в России во второй половине ХIХ — начале ХХ в. // Вестник Пермского университета. История. 2018. Вып. 1 (40). С. 138–148. 

Цветков Г. Н. История и социальное развитие цыган-ловаря // Науковi записки. Т. 15. Тематичний випуск «Роми Украини: iз минулого в майбутнε».Київ, 2008. С. 471–488. 

Язык цыганский весь в загадках. Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой. СПб., 2006. 

Hayden R. M. The Cultural Ecology of Service Nomads // The Eastern Anthropologist. 1979. № 32, 4. P. 297–309. 

Rao A. The concept of peripatetics: an introduction // The Other Nomads, Peripatetic Minorities in Cross-Cultural Perspective1987. 14. P. 1–32. 

The Other Nomads, Peripatetic Minorities in Cross-Cultural Perspective.Cologne, 1987.