Резван Е. А. Кораническая этнография: методологические подходы и источники

РЕЗВАН Ефим Анатольевич — д.и.н., заместитель директора, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) 

E-mail: efim.rezvan@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Кораническая этнография в качестве самостоятельного научного направления оформляется только сегодня, при этом она опирается на результаты профильных исследований предыдущих лет, тесно связана с изучением языка Корана и языковой среды Аравии времен пророка, с «этнографическим полем» в Аравии и коранической археологией. Важнейшую информацию способны предоставить ключевые письменные памятники той поры (поэзия, «Аййам ал-‘араб», «Сира» Ибн Исхака, «ас-Сахих» ал-Бухари), а также тексты европейских путешественников по Аравии XVIII — начала XX вв., равно как и изучение профильных предметных коллекций музеев мира. Работы, предпринимаемые в рамках этого научного направления, призваны дать более конкретное представление о ходе исторических событий, связанных с возникновением ислама, предоставить независимые свидетельства, позволяющие в ряде случаев уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты, полученные с помощью методик коранической этнографии, помогают в выяснении смысла коранических текстов, поскольку реконструируют исторический фон их возникновения. Важнейшей задачей коранической этнографии является научное обеспечение работы по созданию нового перевода Корана, ведь все существующие словари к Корану, равно как и переводы этого памятника, в очень значительной степени основаны на комментариях к Корану (тафсирах), которые являются значительно более поздними источниками, чем сам Коран, и навязывают нам значения, возникшие в другом месте и в другую эпоху. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Коран, кораническая этнография, Аравия рубежа VI–VII вв., возникновения ислама, материальная культура, повседневность Аравии рубежа VI–VII вв., язык Корана, доисламская поэзия и поэзия современников пророка, аравийская эпиграфика, «Аййам ал-‘араб», «Сира» Ибн Исхака, «ас-Сахих» ал-Бухари, тексты европейских путешественников по Аравии XVIII — начала XX вв., историко-этнографические экспедиции в современную Аравию,кораническаяархеология, профильные предметные коллекции музеев мира

УДК 297.18:39 

DOI 10.31250/2618-8600-2018-1-86-118  

 

Список источников и литературы

Абд аль-Малик ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба (первая половина VIII века). М., 2003.

Абу Са‘ид ас-Суккари. Китаб шарх аш‘ар ал-хузайлийин. Каир, 1965. 

Адамов А. А. Ирак арабский. Бассорский Вилайэт в его прошлом и настоящем. СПб., 1912. 

Аййам ал-‘араб фи ал-джахилиййа. Каир, 1942. 

Анкарин Г. По Йемену. М., 1931. 

Аравия. Материалы по истории открытия. М., 1981.

Белова А. Г. Арабский язык в доисламский и раннеисламский периоды. Опыт функциональной реконструкции // Функциональная стратификация языка. М., 1985. С. 140–157. 

Бретон Ж. Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н. э. — I век н. э. М., 2003. 

Бухарин М. Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье: торговые и историко- культурные связи. М., 2009. 

Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: текст, перевод, комментарий, исследования. СПб., 2007. 

Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 — конец XX в.). М., 1999.

Горячкин Г. В., Кислова М. А. Поездка Н. В. Богоявленского в арабские княжества Персидского залива в 1902 г. М., 1999. 

Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI–VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. С. 75–155. 

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 

[Давлетшин А.] Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб., 1899. 

Дмитриев Н. К. Ксения Савельевна Кашталева // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. № 6. С. 114–129. 

Ибн Исхак. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре. М., 2009. 

Ибн Хишам. Ас-сират ан-набаўиййа: в 4 т. Бейрут, 1990. 

Иванов В. В. До — во время — после? (вместо послесловия) // Х. Франкфорт, Х. А. Франкфорт, Дж. А. Вильсон. В преддверии философии.Духовные искания древнего человека. М., 1984. 

Кожин Ю. Ф. Традиционная архитектура Хадрамаута (Йеменская Республика): дис. … канд. архитектуры. СПб., 1992. 

Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского; предисл. В. И. Беляева, П. А. Грязневич. М., 1963. 

Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003. 

Куделин А. Б. «Ас-Сира ан-набавиййа» Ибн Исхака — Ибн Хишама (к истории текста и проблеме авторства) // Письменные памятники Востока. 2009. № 2 (11). С. 90–100. 

Куделин А. Б. «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама и проблема становления связного повествования в средневековой арабской историографии // Обретенное время: сб. тр. памяти Андрея Дмитриевича Михайлова. М., 2014. С. 36–56. 

Куделин А. Б. «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама: между историографией и литературой // Studia Litterarum. 2016. Т. 1. № 1–2. С. 91–107. 

Кудрявцева А. Ю., Резван Е. А. Человек в Коране и доисламской поэзии: учебное пособие. СПб., 2016. 

Монроу Дж. Т. Устный характер доисламской поэзии // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 93–142. 

Негря Л. В. Общественный строй северной и центральной Аравии в V–VII вв. М., 1981. 

Панеях А. В. Из истории библиотеки Императорского Православного Палестинского общества в собрании Научной библиотеки Государственного музея истории религии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Сер. 17. Вып. 4. С. 144–149.

Першиц А. И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в. (историко-этнографические очерки). М., 1961. 

Пиотровский М. Б. Кораническая археология // Исследования по Аравии и исламу: сб. ст. в честь 70-летия Михаила Борисовича Пиотровского. М., 2014. С. 40–47. 

Пиотровский М. Б. Новое открытие Аравии // Пути Аравии. Археологические сокровища Саудовской Аравии: каталог выставки. СПб., 2011. С. 13–40. 

Пиотровский М. Б., Седов А. В. Цивилизация древнего Йемена (двадцать лет полевых исследований комплексной экспедиции Российской Академии наук на юге Аравии) // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2005. Вып. 1. С. 116–131.

Полосин Вл. В. Словарь поэтов племени ‘абс VI–VIII вв. М., 1995. 

Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001. 

Резван Е. А. Коран как историко-этнографический источник и литературный памятник: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2000a. 

Резван Е. А. Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI–VII вв.: дис. ... канд. ист. наук.. Л., 1984. 

Ризфан И. Ал-Хаджж кабла ми’а сана. Ар-Рихла ас-сиррийа ли-д-дабит руси Абд ал- Азиза Давлетшин ила-л-Макка ал-Мукаррама. 1898. Бейрут, 1993. [Хаджж сто лет назад: секретная миссия русского офицера Абд ал-Азиза Давлетшина в Мекку. 1898 г.]. 

Ризфан И. Ал-Хисан ал-‘араби фи Русия. Дубай, Марказ Джума‘ ал-Маджид ли-т- турас ва сакафа, 2005. [Арабская лошадь в России]. 

Страна благовоний. Йемен: образы традиционной культуры: каталог выставки. СПб., 2007. 

Сыромятников С. Н. Очерки Персидского Залива. СПб., 1907. 

Сыромятников Б. Д. «Странные» путешествия и командировки «Сигмы» (1897–1916 гг.): историко-документальная повесть расследование. СПб., 2004. 

Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III–VIII веков. М., 1987. 

Федотов П. В. Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского общества в Государственном музее истории религии // ИППО. Иерусалимское отделение. URL: Jerusalem-ippo.org/history/name/2/1_09_2014 (дата обращения: 26.06.2018). 

Хусайни С. Барраси-йе анва‘-е киссе-ха-йе Кур’ан (базшенаси-йе гуне-ха-йе ваке‘нема, немадин, остуреи). Кум, 1394/1974. 

Шелковников Б. И. Войска и район VI-го Турецкого корпусного округа (Багдадский, Мосульский, Бассорский): Отчет о командировке в Месопотамию в 1902–1903 гг. Тифлис, 1904. 

Щербатов А. Г. Книга об арабской лошади. СПб., 1900. 

Щербатова О. А. Верхом на родине бедуинов, в поисках за кровными арабскими лошадьми: (2600 верст по аравийским пустыням в 1888–1900 гг.). СПб., 1903. 

Al-Ansari А. МТ. Qaryat al-Fau. АPortrait of Pre-Islamic Civilization in Saudi Arabia. Riyadh, 1982. 

[Al-Bukhari] The Translations of the Meanings of Sahih al-Bukhari: Arabic‑English. Riyadh, 1997. 

Al-Rashid S. АAn Introduction to Saudi Arabian Antiquities. Riyadh, 1975.

Al-Rashid S. АAl-Rabadhah. АPortrait of Early Islamic Civilization in Saudi Arabia. Riyadh, 1986. 

Ambros A. A. Concise Dictionary of Koranic Arabic. Wiesbaden, 2004. 

Ambros A. A., Procházka St. The Nouns of Koranic Arabic Arranged by Topics. A Companion Volume to the “Concise Dictionary of Koranic Arabic”. Wiesbaden, 2006. 

Arazi A., Masalha S. Six Early Arab Poets: New Edition and Concordance. Jerusalem, 1999. 

Badawi E., Haleem M. A. Arabic-English Dictionary of Qur’anic Usage. Brill, 2007. 

Bannister A. G. An Oral-Formulaic Study of the Qur’an. Plymouth, 2014. 

Bochart S. Samuelis Bocharti Geographia sacra seu Phaleg et Canaan. Caen, 1692. 

Brown J. A. C. Hadith: Muhammad’s Legacy in the Medieval and Modern World. Oxford, 2009. 

Brown J. A. C. The Canonization of al-Bukhari and Muslim: The Formation and Function of the Sunni Hadith Canon. Leiden; Boston, 2007. 

Brown J. A. C. The Social Context of Pre-Islamic Poetry: Poetic Imagery and Social Reality in the Mu‘allaqat // Arab Studies Quarterly. 2003. Vol. 25. № 3. P. 29–50. 

Byzantium and Islam: Age of Transition, 7th–9th century. New York, 2012. 

Freeth Z., Winstone H. V. F. Explorers of Arabia. From the Renaissance to the end of the Victorian eraLondon; Boston, 1978. 

Haeuptner E. Koranische Hinweise auf die materielle Kultur der alten Araber: inaugural Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades einer Hohen Philosophischen Fakultät der Eberhard-Karls-Universität zu Tübingen. Tübingen, 1966. 

Hashim S. АPre-Islamic Ceramics in Saudi Arabia. Riyadh, 2007. 

Horovitz J. The Earliest Biographies of the Prophet and Their Authors // Islamic Culture. 1928. Vol. 2. P. 22–50, 164–182, 495–526. 

Jacob G. Altarabisches Beduinenleben nach den Quellen geschildert. Berlin, 1897. 

Kudriavtseva A., Rezvan E. Translation of the Qur’an and Ethnography of Daily Life // Manuscripta Orientalia. 2013. Vol. 9. № 2. P. 19–25. 

Lewin B. A Vocabulary of the Hudailian Poems. Göteborg, 1978. 

Martin R. C. Understanding the Qur’an in text and context // History of Religions. 1982. Vol. 21. № 4. P. 361–384. 

Reilly B. Arabian Travellers, 1800–1950: An Analytical Bibliography // British Journal of Middle Eastern Studies. 2016. Vol. 43. Iss. 1. P. 71–93. 

Rezvan E. Russian Ships in the Gulf. 1899–1903. London, 1994. 

Routes d’Arabie. Trésors archéologiques du royaume d’Arabie Saoudite [Exposition, Paris, musée du] Louvre, [14 juillet — 27 septembre 2010]. Paris, 2010. 

Samuk al-S. M. Die historische n Überlieferungen nach Ibn Ishаq. Eine synoptische Untersuchung, Diss. Frankfurt-am-Main, 1978. 

Schoeler G. Écrire et transmettre dans les débuts de l‘islam. Paris, 2002. 

Sepir E. Selected writings of Edward Sapir in language, culture and personality. Berkeley, 1949. 

Toral-Niehoff I. Talking about Arab Origins: The Transmission of the ayyam al-‘arab in Kufa, Basra and Baghdad // The Place to Go: Contexts of Learning in Baghdad, 750–1000 C. E. Princeton, 2014. P. 43–69.

Trench R. Arabian Travellers: The European Discovery of Arabia. Topsfield, 1986. 

Wansbrough J. Quranic Studies: Sources and Methods of Scriptural Interpretation. Oxford, 1978. 

Zammit M. R. A Comparative Lexical Study of Quranic Arabic. Leiden; Boston; Köln, 2002.