Резван Е. А. Кораническая этнография: методологические подходы и источники

РЕЗВАН Ефим Анатольевич — д.и.н., заместитель директора, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург)
E-mail: efim.rezvan@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2018

 

АННОТАЦИЯ. Кораническая этнография в качестве самостоятельного научного направления оформляется только сегодня, при этом она опирается на результаты профильных исследований предыдущих лет, тесно связана с изучением языка Корана и языковой среды Аравии времен пророка, с «этнографическим полем» в Аравии и коранической археологией. Важнейшую информацию способны предоставить ключевые письменные памятники той поры (поэзия, «Аййам ал-‘араб», «Сира» Ибн Исхака, «ас-Сахих» ал-Бухари), а также тексты европейских путешественников по Аравии XVIII — начала XX вв., равно как и изучение профильных предметных коллекций музеев мира. Работы, предпринимаемые в рамках этого научного направления, призваны дать более конкретное представление о ходе исторических событий, связанных с возникновением ислама, предоставить независимые свидетельства, позволяющие в ряде случаев уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты, полученные с помощью методик коранической этнографии, помогают в выяснении смысла коранических текстов, поскольку реконструируют исторический фон их возникновения. Важнейшей задачей коранической этнографии является научное обеспечение работы по созданию нового перевода Корана, ведь все существующие словари к Корану, равно как и переводы этого памятника, в очень значительной степени основаны на комментариях к Корану (тафсирах), которые являются значительно более поздними источниками, чем сам Коран, и навязывают нам значения, возникшие в другом месте и в другую эпоху.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Коран, кораническая этнография, Аравия рубежа VI–VII вв., возникновения ислама, материальная культура, повседневность Аравии рубежа VI–VII вв., язык Корана, доисламская поэзия и поэзия современников пророка, аравийская эпиграфика, «Аййам ал-‘араб», «Сира» Ибн Исхака, «ас-Сахих» ал-Бухари, тексты европейских путешественников по Аравии XVIII — начала XX вв., историко-этнографические экспедиции в современную Аравию,кораническаяархеология, профильные предметные коллекции музеев мира

 

УДК 297.18:39
DOI 10.31250/2618-8600-2018-1-86-118  

 

Список источников и литературы

  • Абд аль-Малик ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба (первая половина VIII века). М., 2003.
  • Абу Са‘ид ас-Суккари. Китаб шарх аш‘ар ал-хузайлийин. Каир, 1965. 
  • Адамов А. А. Ирак арабский. Бассорский Вилайэт в его прошлом и настоящем. СПб., 1912. 
  • Аййам ал-‘араб фи ал-джахилиййа. Каир, 1942. 
  • Анкарин Г. По Йемену. М., 1931. 
  • Аравия. Материалы по истории открытия. М., 1981.
  • Белова А. Г. Арабский язык в доисламский и раннеисламский периоды. Опыт функциональной реконструкции // Функциональная стратификация языка. М., 1985. С. 140–157. 
  • Бретон Ж. Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н. э. — I век н. э. М., 2003. 
  • Бухарин М. Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье: торговые и историко- культурные связи. М., 2009. 
  • Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: текст, перевод, комментарий, исследования. СПб., 2007. 
  • Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 — конец XX в.). М., 1999.
  • Горячкин Г. В., Кислова М. А. Поездка Н. В. Богоявленского в арабские княжества Персидского залива в 1902 г. М., 1999. 
  • Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI–VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. С. 75–155. 
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 
  • [Давлетшин А.] Отчет штабс-капитана Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб., 1899. 
  • Дмитриев Н. К. Ксения Савельевна Кашталева // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. № 6. С. 114–129. 
  • Ибн Исхак. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре. М., 2009. 
  • Ибн Хишам. Ас-сират ан-набаўиййа: в 4 т. Бейрут, 1990. 
  • Иванов В. В. До — во время — после? (вместо послесловия) // Х. Франкфорт, Х. А. Франкфорт, Дж. А. Вильсон. В преддверии философии.Духовные искания древнего человека. М., 1984. 
  • Кожин Ю. Ф. Традиционная архитектура Хадрамаута (Йеменская Республика): дис. … канд. архитектуры. СПб., 1992. 
  • Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского; предисл. В. И. Беляева, П. А. Грязневич. М., 1963. 
  • Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003. 
  • Куделин А. Б. «Ас-Сира ан-набавиййа» Ибн Исхака — Ибн Хишама (к истории текста и проблеме авторства) // Письменные памятники Востока. 2009. № 2 (11). С. 90–100. 
  • Куделин А. Б. «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама и проблема становления связного повествования в средневековой арабской историографии // Обретенное время: сб. тр. памяти Андрея Дмитриевича Михайлова. М., 2014. С. 36–56. 
  • Куделин А. Б. «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама: между историографией и литературой // Studia Litterarum. 2016. Т. 1. № 1–2. С. 91–107. 
  • Кудрявцева А. Ю., Резван Е. А. Человек в Коране и доисламской поэзии: учебное пособие. СПб., 2016. 
  • Монроу Дж. Т. Устный характер доисламской поэзии // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 93–142. 
  • Негря Л. В. Общественный строй северной и центральной Аравии в V–VII вв. М., 1981. 
  • Панеях А. В. Из истории библиотеки Императорского Православного Палестинского общества в собрании Научной библиотеки Государственного музея истории религии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Сер. 17. Вып. 4. С. 144–149.
  • Першиц А. И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в. (историко-этнографические очерки). М., 1961. 
  • Пиотровский М. Б. Кораническая археология // Исследования по Аравии и исламу: сб. ст. в честь 70-летия Михаила Борисовича Пиотровского. М., 2014. С. 40–47. 
  • Пиотровский М. Б. Новое открытие Аравии // Пути Аравии. Археологические сокровища Саудовской Аравии: каталог выставки. СПб., 2011. С. 13–40. 
  • Пиотровский М. Б., Седов А. В. Цивилизация древнего Йемена (двадцать лет полевых исследований комплексной экспедиции Российской Академии наук на юге Аравии) // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2005. Вып. 1. С. 116–131.
  • Полосин Вл. В. Словарь поэтов племени ‘абс VI–VIII вв. М., 1995. 
  • Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001. 
  • Резван Е. А. Коран как историко-этнографический источник и литературный памятник: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2000a. 
  • Резван Е. А. Этносоциальная терминология Корана как источник по истории и этнографии Аравии на рубеже VI–VII вв.: дис. ... канд. ист. наук.. Л., 1984. 
  • Ризфан И. Ал-Хаджж кабла ми’а сана. Ар-Рихла ас-сиррийа ли-д-дабит руси Абд ал- Азиза Давлетшин ила-л-Макка ал-Мукаррама. 1898. Бейрут, 1993. [Хаджж сто лет назад: секретная миссия русского офицера Абд ал-Азиза Давлетшина в Мекку. 1898 г.]. 
  • Ризфан И. Ал-Хисан ал-‘араби фи Русия. Дубай, Марказ Джума‘ ал-Маджид ли-т- турас ва сакафа, 2005. [Арабская лошадь в России]. 
  • Страна благовоний. Йемен: образы традиционной культуры: каталог выставки. СПб., 2007. 
  • Сыромятников С. Н. Очерки Персидского Залива. СПб., 1907. 
  • Сыромятников Б. Д. «Странные» путешествия и командировки «Сигмы» (1897–1916 гг.): историко-документальная повесть расследование. СПб., 2004. 
  • Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III–VIII веков. М., 1987. 
  • Федотов П. В. Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского общества в Государственном музее истории религии // ИППО. Иерусалимское отделение. URL: Jerusalem-ippo.org/history/name/2/1_09_2014 (дата обращения: 26.06.2018). 
  • Хусайни С. Барраси-йе анва‘-е киссе-ха-йе Кур’ан (базшенаси-йе гуне-ха-йе ваке‘нема, немадин, остуреи). Кум, 1394/1974. 
  • Шелковников Б. И. Войска и район VI-го Турецкого корпусного округа (Багдадский, Мосульский, Бассорский): Отчет о командировке в Месопотамию в 1902–1903 гг. Тифлис, 1904. 
  • Щербатов А. Г. Книга об арабской лошади. СПб., 1900. 
  • Щербатова О. А. Верхом на родине бедуинов, в поисках за кровными арабскими лошадьми: (2600 верст по аравийским пустыням в 1888–1900 гг.). СПб., 1903. 
  • Al-Ansari А. МТ. Qaryat al-Fau. АPortrait of Pre-Islamic Civilization in Saudi Arabia. Riyadh, 1982. 
  • [Al-Bukhari] The Translations of the Meanings of Sahih al-Bukhari: Arabic‑English. Riyadh, 1997. 
  • Al-Rashid S. АAn Introduction to Saudi Arabian Antiquities. Riyadh, 1975.
  • Al-Rashid S. АAl-Rabadhah. АPortrait of Early Islamic Civilization in Saudi Arabia. Riyadh, 1986. 
  • Ambros A. A. Concise Dictionary of Koranic Arabic. Wiesbaden, 2004. 
  • Ambros A. A., Procházka St. The Nouns of Koranic Arabic Arranged by Topics. A Companion Volume to the “Concise Dictionary of Koranic Arabic”. Wiesbaden, 2006. 
  • Arazi A., Masalha S. Six Early Arab Poets: New Edition and Concordance. Jerusalem, 1999. 
  • Badawi E., Haleem M. A. Arabic-English Dictionary of Qur’anic Usage. Brill, 2007. 
  • Bannister A. G. An Oral-Formulaic Study of the Qur’an. Plymouth, 2014. 
  • Bochart S. Samuelis Bocharti Geographia sacra seu Phaleg et Canaan. Caen, 1692. 
  • Brown J. A. C. Hadith: Muhammad’s Legacy in the Medieval and Modern World. Oxford, 2009. 
  • Brown J. A. C. The Canonization of al-Bukhari and Muslim: The Formation and Function of the Sunni Hadith Canon. Leiden; Boston, 2007. 
  • Brown J. A. C. The Social Context of Pre-Islamic Poetry: Poetic Imagery and Social Reality in the Mu‘allaqat // Arab Studies Quarterly. 2003. Vol. 25. № 3. P. 29–50. 
  • Byzantium and Islam: Age of Transition, 7th–9th century. New York, 2012. 
  • Freeth Z., Winstone H. V. F. Explorers of Arabia. From the Renaissance to the end of the Victorian eraLondon; Boston, 1978. 
  • Haeuptner E. Koranische Hinweise auf die materielle Kultur der alten Araber: inaugural Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades einer Hohen Philosophischen Fakultät der Eberhard-Karls-Universität zu Tübingen. Tübingen, 1966. 
  • Hashim S. АPre-Islamic Ceramics in Saudi Arabia. Riyadh, 2007. 
  • Horovitz J. The Earliest Biographies of the Prophet and Their Authors // Islamic Culture. 1928. Vol. 2. P. 22–50, 164–182, 495–526. 
  • Jacob G. Altarabisches Beduinenleben nach den Quellen geschildert. Berlin, 1897. 
  • Kudriavtseva A., Rezvan E. Translation of the Qur’an and Ethnography of Daily Life // Manuscripta Orientalia. 2013. Vol. 9. № 2. P. 19–25. 
  • Lewin B. A Vocabulary of the Hudailian Poems. Göteborg, 1978. 
  • Martin R. C. Understanding the Qur’an in text and context // History of Religions. 1982. Vol. 21. № 4. P. 361–384. 
  • Reilly B. Arabian Travellers, 1800–1950: An Analytical Bibliography // British Journal of Middle Eastern Studies. 2016. Vol. 43. Iss. 1. P. 71–93. 
  • Rezvan E. Russian Ships in the Gulf. 1899–1903. London, 1994. 
  • Routes d’Arabie. Trésors archéologiques du royaume d’Arabie Saoudite [Exposition, Paris, musée du] Louvre, [14 juillet — 27 septembre 2010]. Paris, 2010. 
  • Samuk al-S. M. Die historische n Überlieferungen nach Ibn Ishаq. Eine synoptische Untersuchung, Diss. Frankfurt-am-Main, 1978. 
  • Schoeler G. Écrire et transmettre dans les débuts de l‘islam. Paris, 2002. 
  • Sepir E. Selected writings of Edward Sapir in language, culture and personality. Berkeley, 1949. 
  • Toral-Niehoff I. Talking about Arab Origins: The Transmission of the ayyam al-‘arab in Kufa, Basra and Baghdad // The Place to Go: Contexts of Learning in Baghdad, 750–1000 C. E. Princeton, 2014. P. 43–69.
  • Trench R. Arabian Travellers: The European Discovery of Arabia. Topsfield, 1986. 
  • Wansbrough J. Quranic Studies: Sources and Methods of Scriptural Interpretation. Oxford, 1978. 
  • Zammit M. R. A Comparative Lexical Study of Quranic Arabic. Leiden; Boston; Köln, 2002.